ПИСИДИЯ

ТЕРМЕСС

3/XI/2019

  • Александра Голикова

Античный Термесс, расположенный примерно в 30 км к северо-западу от Антальи, представляет собой одну из красивейших археологических зон Турции. Руины города сохранились достаточно хорошо. Масштабная застройка демонстрирует высокий строительный уровень, живописное расположение среди гор и лесов очаровывает, но посещение археологической зоны несколько проблематично: местность довольно «дикая», путь затрудняют груды камней и не всегда безопасные дороги. Не случайно в 334 г. до н.э. такое труднодоступное положение спасло город от завоевания Александром Македонским, который не захотел тратить время и силы на неприступный Термесс.
От центральной улицы с колоннами практически ничего не осталось – лишь рассеянные повсюду груды камней и многочисленные постаменты статуй с посвятительными надписями. Пройдя через руины коринфского храма простильного типа, можно очутиться в спрятанном среди густых зарослей юго-западном некрополе с монументальными саркофагами на высоких «анатолийских» цоколях, с рельефными изображения медуз, грифонов, львов...

Улица с колоннами
Фото: Екатерина Михайлова
Детали декорации саркофагов
Фото: Екатерина Михайлова

Помимо саркофагов и монументальных мавзолеев в Термессе есть скальные гробницы: самая знаменитая из них принадлежит (возможно) Алкету – одному из диадохов Александра. В разграбленной ныне гробнице сохранился рельеф с мчащимся всадником, а также разбитое изображение паноплии и различные декоративные элементы, имитирующие деревянную мебель (клинэ) и пиршественную утварь (см. подробнее).

Гробница Алкета. IV в. до н.э.
Фото: Екатерина Михайлова

Булевтерий/Одеон

Фото: Екатерина Михайлова

На пути к самому эффектному сооружению Термесса – театру – расположен булевтерий (или одеон), от которого сохранились высокие стены, впечатляющие своей кладкой из тёсаного камня. Если залезть на стену булевтерия, то можно увидеть остатки храмов Зевса и Артемиды. Здание булевтерия восходит к эллинистическому периоду, как и хорошо сохранившийся театр, рассчитанный примерно на 4000 мест. А вот скена, отделённая от зрительного зала, датируется концом II века и являет типичный пример римской scaenae frons. Зрительные места ориентированы на долину, простирающуюся в сторону Анталии – оттуда открывается впечатляющий вид на гору Солим (в настоящее время гора Гюллюк). Солимы – древний народ Писидии, который населял окрестные земли; возможно эллинистические и римские руины скрывают под собой ещё более древние их сооружения.
Вершиной Термесса в прямом и переносном смысле является театрон. Глядя со скалистой вершины на окружающие панорамные пейзажи, поистине проникаешься духом города, который не завоевал Александр.
Вид на долину и театр (верхние ярусы)
Фото: Екатерина Михайлова

Детали декорации скены

Фото: Екатерина Михайлова

Вид на места для зрителей

Фото: Екатерина Михайлова