Искусство античного Средиземноморья

За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
23 ноября 2022 г.
VI.

Предмет и его имитация

Темой шестого занятия семинара стала имитация предметного мира – одна из магистральных в работе семинара. В этот раз речь шла об изображенном оружии в погребальном искусстве, скульптурном декоре стел и росписях гробниц.
Имитация статусных предметов позволяла подчеркнуть род занятий умершего и, одновременно, дать символическое прочтение атрибутам реальной жизни. Предметы часто изображались как бы висящими на плоскости, иногда даже повешенными на гвоздики: такой прием встречается как в живописных стелах, так и в рельефных.

Первый доклад «Новые воинские надгробия IV в. до н.э. из Херсонеса Таврического» Антон Дедюлькин (к.и.н., доцент ИИМО ЮФУ) и Максим Тюрин (научный сотрудник ФГБУК Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический») посвятили двум новым находкам из Херсонеса. Были представлены ранее не публиковавшиеся материалы исследований под руководством С. Л. Соловьева и Л. А. Ковалевской 2022 года. Памятники дополняют серию воинских надгробий из башни Зенона.
Стелы этой группы изготовлены из местного известняка, украшены рельефами и расписаны в технике энкаустики. Они были обнаружены в феврале 2022 года в кладке стены эллинистического времени и средневековой постройки, где использовались вторично в качестве строительного материала. Авторы презентовали херсонесские стелы в историко-археологическом контексте, с привлечением широкого круга аналогий. Обе новые стелы выполнены в одной иконографической схеме. Они относятся к довольно редкому варианту воинских надгробий с обширным набором предметов. Самый узнаваемый и бесспорно идентифицируемый среди них – меч-ксифос. В верхней части стелы изображается круглый предмет, обычно трактуемый как щит. Из-под него свисает драпировка, которую часто идентифицируют как защитный коврик или плащ, благодаря чему в научной литературе появилось определение «стелы группы плаща» (к слову, авторы доклада остроумно выбрали в качестве эпиграфа строки из Новеллы Матвеевой: «Мне было довольно того, что твой плащ висел на гвозде…»).

Круг научной литературы, посвященной этим памятникам, отражает многообразие интерпретаций, прежде всего, в отношении круглого предмета, изображенного в верхней части стел. Некоторые авторы видят в нем щит, другие активно оспаривают эту идентификацию (в том числе наши докладчики). В качестве альтернативы предлагаются версии о головном уборе или сосуде для омовения. Доклад вызвал дискуссию о значении загадочного круглого предмета, а также о соотношении изображаемых пропорций предметов относительно стелы и друг друга, особенностях их размещение на стеле.
Во втором докладе, «Изображенное оружие в македонских гробницах», Надежда Налимова исследовала феномен пластической и живописной имитации в погребальном контексте, продолжая линию воинских аристократических погребений.
Разговор начался с примеров комбинации живописи и скульптуры в декоре «Гробницы Царевича» в Вергине и гробницы в Спилии близ Птолемаиды с изображенными щитами на фасадах. Вергинская гробница демонстрирует интересный феномен: сосуществование в контексте одного памятника иллюзионистической декорации – изображенных предметов, как бы висящих на стене (щиты), с практикой развешивания настоящих растительных гирлянд, следы которых сохранились на оштукатуренных стенах. Ряд памятников, подчеркивающих стремление мастеров к иллюзионизму, эффекту trompe-l'œil, был продолжен гробницей в Агиос Афанасиос.
В отдельную линию были выделены памятники, в декорации которых появляются не только щиты, но и другие предметы вооружения (мечи, конская упряжь, плащи и пр.) – это монументальная гробница в Катерини и ряд гробниц-цист в районе Пидны.
В этих памятниках имитационные и экспозиционные моменты еще очевиднее, а изображенные предметы очень точно воспроизводят реальные артефакты. Кульминацией этого тренда стала знаменитая гробница Лисона и Калликла в Миезе с наиболее эффектным набором иллюзорно изображенных предметов, будто бы расставленных и развешанных вдоль стен. Докладчица представила интересные параллели такой системе декорации за пределами севера Эгеиды – в погребальных памятниках на италийских территориях. В ходе дискуссии были упомянуты более ранние примеры такого рода живописных декораций в росписях аттических надгробных стел и расписной керамике, которые свидетельствуют о зарождении традиции в конце V – нач. IV вв. до н.э. Завершая разговор об имитациях в погребальном контексте, участники семинара вспомнили более ранние доклады, в которых исследовались разные аспекты этой многогранной темы.
Муглежская гробница. Район Казанлыка, Болгария.
Конец IV – середина III в. до н.э.