Искусство античного Средиземноморья

За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
2 ноября 2023 г.
V.

Миграция образов в искусстве античного Средиземноморья

На пятом занятии семинара была поднята традиционная тема миграции образов в искусстве античного Средиземноморья.
В докладе Марии Ненаховой “Истории Троила и Поликсены в погребальном искусстве Ионии VI-V вв. до н.э.” центральными памятниками стали два клазоменских саркофага с изображениями убийств “троянских детей” — Троила и Поликсены. Обе сцены были помещены на верхней панели саркофагов — то есть, очевидно, имели большое значение и насыщались особым смыслом. Попытки найти на территории Ионии другие произведения с теми же сюжетами, помимо так называемого саркофага Поликсены, не увенчались успехом. Два клазоменских саркофага с этими сюжетами, очевидно, представляют cобой совсем не рядовые памятники. В докладе ставилась задача понять, почему на рубеже VI и V веков до н.э. (не раньше и не позднее) в искусстве Ионии появляются именно эти сюжеты.

Жертвоприношение Поликсены

Клазоменский саркофаг

Группа Альбертинум

510-490 гг. до н.э.

Лейден

В ходе доклада были подробно рассмотрены оба сюжета. Ссылаясь на текстовые источники и параллели в искусстве материковой Греции и Малой Азии, Мария выявила особенности иконографии сцен, изображенных на клазоменских саркофагах.
История Троила появляется в вазописи достаточно рано. В соответствии с наиболее распространенной иконографией, Ахилл прячется за неким сооружением (иногда это алтарь, в других случаях – фонтан, архитектурно оформленный источник), на котором часто сидит птица (возможно, как дурное предзнаменование). Таких памятников много, и представлены они в основном на территориях Аттики. Расхождения в деталях изображения сцены (чередование фонтана, алтаря и храма, появление треножника) натолкнули докладчицу на мысль, что эта история могла существовать в нескольких вариантах, по-разному рассказанных. Мотив алтаря она соотнесла с существовавшим в Малой Азии храмом Аполлона Фимбрейского, где, согласно Аполлодору, Ахилл и убил царевича Троила. Легендарная история неожиданно обрела возможную географическую привязку.

Тирренская амфора. Жертвоприношение: Ахилл, Поликсена и Троил

Аттика

Castellani Painter

560-550 гг. до н.э.

Ватиканские

Аттика

The Painter of the Vatican Mourner

530 г. до н.э.

Художественный музей Бостона

История Поликсены – менее распространенный в греческом искусстве сюжет – известен в двух иконографических изводах. Первая подразумевает изображения сцены самого убийства, как, например, на известном саркофаге Поликсены. Второй же, менее кровожадный и более “благообразный” вариант этой истории, представлен на клазоменском саркофаге и в памятниках Аттики. В этих сценах Поликсену подводят к могиле Ахилла, здесь предполагается ее жертвоприношение, но самого убийства мы не видим.

Саркофаг Поликсены

520-500 гг. до н.э.

Археологический музей в Чанаккале

В выводах докладчица подчеркнула особую важность темы жертвоприношений (к которой можно отнести оба сюжета о гибели “троянских детей”) в погребальном искусстве Ионии (в отличие от материковой Греции, где сцен с жертвоприношениями встречается не так много). Было высказано предположение, что в греческий эпос могли вплетаться местные истории и сюжеты. Идеи, существовавшие в анатолийском обществе и не имевшие устойчивого иконографического выражения, могли наслоиться на схожие греческие сюжеты.

Убийство Приама на алтаре

Амфора

Аттика (Вулчи)

550-540 гг. до н.э.

Британский музей


В богато иллюстрированном докладе Светланы Мезенцевой “Образы иноземцев в апулийской вазописи IV в. до н.э.: опыт классификации и интерпретации” было собрано множество произведений апулийской керамики, в которых в том или ином виде предстают образы иноземцев. Помимо сосудов из Апулии в анализ включались росписи ваз из Кампании, Лукании, Пестума. Все рассмотренные в докладе сосуды происходят из погребений местной эллинизированной знати. В качестве хронологических рамок не случайно был выбран IV в. до н.э. — это период расцвета апулийской вазописи, когда формируется особый круг тем, связанных с погребальной сферой.
Лекиф
Мастер Дария

340-330-е гг. до н.э.

Художественный музей Принстонского университета

Лекиф
Мастер Бостонского Ореста

350-340 гг. до н.э.

Лувр

Лекиф
Группа Вены 4013

365-350 гг. до н.э.

Британский музей

Кратер с волютами

Мастер Дария

340-330-е гг. до н.э.

Художественный музей Принстонского университета

Все выделенные докладчиком группы иноземцев были рассмотрены в отдельности, с учетом особенностей одеяния и нюансов интерпретации сюжета. Это позволило сделать следующие выводы. Во-первых, все иноземцы, которые изображаются на апулийских вазах, связаны с темой смерти. Они либо сами гибнут согласно сюжетам, либо их история становятся метафорой смерти и ее преодоления. Во-вторых, военные подвиги в земной жизни, связанные с противостоянием греков и варваров, могли восприниматься как путь к славе в мире загробном.

Кроме того, сражение с “иными” и “чужими” героями, пусть даже вне определенного мифологического сюжета, можно интерпретировать как мотив защиты порядка от хаоса, носителями которого служили иноземные персонажи. Миф о встрече цивилизации и варварства позволял италийцам приобщить себя к эллинскому миру, провести параллель между собой и эллинами.

Лекиф

410-400-е гг. до н.э.

Аттика. Найден в Базиликате

Британский музей

Доклад, представленный Светланой Мезенцевой, – это первый подступ к масштабной и сложной теме, необходимый этап выборки памятников, классификации и систематизации собранного материала. Поднятая тема имеет большую перспективу для разработки: в дальнейшем обобщение сюжетов и сцен в соответствии с их семантическим наполнением, сравнение образов апулийской вазописи с памятниками других регионов, позволит точнее интерпретировать «феномен иноземцев» в погребальном искусстве Апулии.

Амфора. Деталь

Мастер Дария

350-325 гг. до н.э.

Античное собрание Берлина