Искусство античного Средиземноморья

За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
16 ноября 2022 г.
V.

Искусство и мир трансцендентного

На пятой встрече семинара мы обсуждали важную для древнего мира тему трансцендентного и тесно связанный с ней мотив перехода: из мира живых в мир мертвых, из мира детей в мир взрослых, из человеческого – в божественный.
В докладе «Игра и ее вариации в аттических надгробиях высокой и поздней классики» Софья Колегова рассказала, какие развлечения древнегреческих детей нашли отражение в погребальном искусстве.
Надгробие Мелистоca
340 В.С
.Sackler Museum, Harvard University
Попадая в изобразительное поле стелы, игрушки и животные обретали дополнительные смыслы – повседневные забавы наделялись символическим звучанием, связанным с погребальной сферой или социальной ролью умершего. Мальчики изображались с игрушечными тележками, а девочки - с куклами. Тележка или амаксис (ἁμαξίς) тесно связана с Дионисом и праздником Анфестерий, который включал ритуалы почитания мертвых. Такая игрушка ассоциировалась с определенным этапом жизни мальчика, что помогает определить возраст детей на стелах.

Хоус с изображением мальчика

ca. 430-420 BC

München, Staatliche Antikensammlungen

Девочки, в свою очередь, изображались с фигурками, похожими на кукол. В отличие от амаксиса, который действительно использовался в игре, усеченные женские фигурки, появляющиеся на стелах девочек и девушек, скорее предназначались для ритуалов и вотивных подношений.


Помимо игрушек, в докладе были рассмотрены самые разные аспекты детской игры, проявляющиеся в погребальном контексте, – это игра в кости и тема жребия, взаимодействие с животными или игровой контакт детей со взрослыми персонажами.

Надгробие Мелистоca

340 В.С.

Sackler Museum, Harvard University

Во втором докладе Анны Пучковой «”Похищение Ганимеда” в искусстве IV в. до н.э. Вариации иконографии и контекстов» речь шла о другой грани трансцендентного: это пересечение границ мира земного и божественного.

Ганимед и орёл
350-320 гг. до н.э.
Римская копия II в. с бронзового оригинала Леохара Галерея канделябров, Ватикан

Сквозной темой стал сюжет о похищении Ганимеда Зевсом-орлом, представленный в золотых серьгах из музея Метрополитен. Такая иконография Ганимеда становится популярной в искусстве поздней классики во многом благодаря знаменитой скульптурной группе, созданной Леохаром. Анна постаралась разобраться в том, какие смысловые оттенки заложены в самом мифе и его "леохаровской" интерпретации. В композиции афинского мастера эротический аспект мифа получает новое, более чувственное звучание. Столь тонко поданная тема любви, дарующей бессмертие, может объяснять появление сюжета в погребальной сфере, а также в предметах женского туалета (серьгах, зеркалах), где традиционно, еще с эпохи архаики, встречаются образы Афродиты и Эротов.

Группа Ганимеда из окрестности Фессалоник

330-300 гг. до н. э.

Музей Метрополитен