Хоус с изображением мальчика
ca. 430-420 BC
München, Staatliche Antikensammlungen
Надгробие Мелистоca
340 В.С.
Sackler Museum, Harvard University
Во втором докладе Анны Пучковой «”Похищение Ганимеда” в искусстве IV в. до н.э. Вариации иконографии и контекстов» речь шла о другой грани трансцендентного: это пересечение границ мира земного и божественного.
Сквозной темой стал сюжет о похищении Ганимеда Зевсом-орлом, представленный в золотых серьгах из музея Метрополитен. Такая иконография Ганимеда становится популярной в искусстве поздней классики во многом благодаря знаменитой скульптурной группе, созданной Леохаром. Анна постаралась разобраться в том, какие смысловые оттенки заложены в самом мифе и его "леохаровской" интерпретации. В композиции афинского мастера эротический аспект мифа получает новое, более чувственное звучание. Столь тонко поданная тема любви, дарующей бессмертие, может объяснять появление сюжета в погребальной сфере, а также в предметах женского туалета (серьгах, зеркалах), где традиционно, еще с эпохи архаики, встречаются образы Афродиты и Эротов.
Группа Ганимеда из окрестности Фессалоник
330-300 гг. до н. э.
Музей Метрополитен