Южная кариатида сокровищницы сифносцев в Дельфах
525 г. до н.э.
Мрамор
Музей в Дельфах
Другие рассмотренные головные уборы, представленные в скульптуре, содержат флоральные, фигуративные и условно-архитектурные мотивы на полосах или калафах (с типологией путались уже в древности), которые можно связать с апотропейными и репрезентативными функциями. Во многих случаях головной убор сознательно разрабатывается как один из смысловых акцентов образа, превращающийся из элемента облачения в носителя ключевых идей.
Анна Савченкова рассмотрела, напротив, не столько изображенные, сколько реальные, дошедшие до наших дней роскошные погребальные венки, происходящие из царского захоронения в Вергине – древних Эгах (так называемой Гробницы Филиппа и Гробницы Царевича, предположительно Александра IV). В них были обнаружены тончайшей работы золотые венки – два дубовых (в мужских погребениях), а также миртовый венец и каркасная диадема (в женском погребении «Гробницы Филипа»).
Венец Меды из
Венец Александра IV
В этой растительной символике можно видеть и отсылку к важному для македонян и эпиротов культу Зевса в Додоне. Обряд кремации, практиковавшийся в Эгах, также перекликается с апофеозом Геракла и тем самым - с загробным прославлением его потомков. Миртовый венок царицы мог связывать ее с богиней красоты Афродитой, а также с Дионисом орфической религии, дающей надежду на счастливую посмертную судьбу. Если эти рассуждения верны, то золотые венки следует рассматривать не только как подобающий рангу погребенного убор, но важнейший предмет-символ, обеспечивающий своему владельцу исключительный статус в трансцендентном мире.
Миртовый венец
350-300 гг. до н.э.
Археологический музей Салоник, Салоники, Греция