Искусство античного Средиземноморья

За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
12 октября 2023 г.
II.

Функция и семантика пространства: город, некрополь, святилище

Второе занятие семинара было посвящено вопросам функции и семантики пространств в древнем мире. Мы рассмотрели два сюжета: типологию античных гимнасиев и их роль в устройстве городов (на примере гимнасия в Саламине на о. Кипр) и особенности планировки греческих городов на Сицилии в период колонизации острова.
В докладе Ирины Савиной «Гимнасий в Саламине: археология, эпиграфика, история» много внимания было уделено истории археологических работ в Саламине. Большой вклад в раскопки не только комплекса гимнасия, но и всего города, внесли руководители археологических миссий Вассос Карагеоргис (Департамент древностей Кипра) и Жан Пуйу (Университет Лиона). Работы в Саламине продолжались с 1952 по 1974 год и после перехода этих территорий под турецкий контроль были возобновлены лишь в 1998-99 годах сотрудниками Восточно-Средиземноморского университета самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра и археологами Университета Анкары.

Археологические работы в Саламине

Гимнасий расположен на некотором отдалении от центра классического города, который, однако, раскопан лишь фрагментарно. Сложно также определить точную локализацию комплекса в римской городской застройке. Известно, что он находится примерно в 1 км от пересечения римских cardo и decumanus – главных осей города. Датировка также затруднена. В восточном портике палестры гимнасия были обнаружены субструкции эллинистического периода. Существующий комплекс датируется уже римским временем – ориентировочно, периодом правления императора Адриана (возможно, он был возведен после еврейского восстания 116 г. (Dio Cass. LXVIII, 32)).

Вид на гимнасий

Кроме того, гимнасий был существенно перестроен либо в IV, либо в VI веке после землетрясения. Тогда же появились мраморные колонны в оформлении палестры и терм, до этого главным материалом был известняк. Интересно, что в комплексе, наряду со скульптурами римского времени, были обнаружены статуи классического и даже архаического периодов, очевидно, принесенные сюда из более ранней, греческой части города.

Докладчица уделила внимание типологии гимнасиев, обратившись к правилам устройства подобных сооружений, описанным Витрувием (V., XI.). По Витрувию гимнасий в основе всегда имеет палестру, окруженную портиками, один из которых в два раза шире остальных. Примыкающие помещения отводятся под раздевалки, а также под учебные залы (эфебии), поскольку гимнасии имели не только спортивную, но и более широкую образовательную функцию.

Планировка гимнасия Саламина в целом отвечает правилам Витрувия, отражающим эллинистическую практику возведения подобных комплексов. Открытая палестра на западной стороне комплекса обнесена портиками, один из которых шире прочих. С восточной стороны к ней примыкает комплекс терм. Сращивание терм и гимнасиев в одно сооружение – характерная черта уже имперского времени. В качестве возможных параллелей комплексу в Саламине были приведены ансамбли гимнасиев в малоазийских городах Приене и Эфесе.


План гимнасия в Саламине

Особое внимание в докладе было уделено роли эвергетов в устройстве общественных сооружений на Кипре. Из эпиграфики известно имя некоего Сервия Сульпиция Панкла Вераниана, влиятельного и богатого эвергета, оказавшего значительное влияние на свой город. Он был гимнасиархом (должностное лицо, чьи обязанности были разнообразны, но этимология указывает на управление делами гимнасиев) и агонофетом пожизненно, участником посольств в Рим. Задачей представителей элиты провинций империи было поддержание контакта с властями и императорами. Среди последних были те, что особо покровительствовали городу (известно, что Траян, а затем Адриан помогали Саламину после землетрясения и восстания иудеев). Императорский культ играл значимую роль в общественных постройках города, в том числе в гимнасии. В центре палестры, на месте небольшого круглого бассейна, была установлена колонна со статуей Августа, от которой сохранился лишь ступенчатый подиум из серого мрамора.
В ходе дискуссии было отмечено, что еще в эллинистическое время гимнасии тесно связывались с культом героизированных граждан и правителей, так что присутствие императорского культа в пространстве гимнасия, возможно, отражает преемственность по отношению к этой традиции. Обсуждался вопрос о границах города в римское время и о том, насколько комплекс гимнасия, а также другие общественные сооружения – стадион, театр, амфитеатр – были удалены от центра.

Сэр Мортимер Уилер, Жан Пуйю, Вассос Карагеоргис. 1968.

Археологический сайт Саламина

Во втором докладе «Полисы Южной Италии в период колонизации: планировочная структура и семантика» Елизавета Бойко сосредоточилась на ряде сицилийских городов архаического времени, стараясь выявить общие планировочные решения и существовавшее семантическое наполнение городских пространств.

Основание новых городов шло в несколько этапов: в эпоху Великой греческой колонизации (VIII–VII вв. до н. э.), во время основания суб-колоний в VII-VI вв. до н. э., в период «старших» (V в. до. н.э.) и «младших тираний» (IV-III вв. до н. э.).
На этих территориях греки появились задолго до того, как началась целенаправленная колонизация Южной Италии. Поэтому современным исследователям сложно с уверенностью говорить как о датировке начала застройки конкретных городов, так и о функционировании некоторых пространств.
Важная проблема, поставленная в докладе – механизмы воссоздания символических связей вновь основанных полисов со своими метрополиями. Так, например, в городе Гела был найден храм, посвященный Афине Линдии (VIII в. до н. э.). Знаменитое святилище Афины Линдии находилось в г. Линдос на острове Родос. Родосцы, которые были в числе основателей Гелы, перенесли название своего «домашнего» святилища на новое место, тем самым сохраняя связь с родным полисом.

Гела, Акрополь. Линды, место храма Афины Линдии (VIII в. до н.э.)

Сицилийские города этого времени отличаются достаточно простой и четкой планировкой.
Город Мегара Гиблейская, основанная в 728-726 гг. до н.э., процветала в архаическое время, ее раскопки дают хорошее представление о застройке этого времени. Планировка Мегары демонстрирует регулярную сетку продольных и поперечных улиц (платей и стеноп), и эта структура сохранялась на протяжении всех периодов. Были найдены небольшие дома первых колонистов размером 10х12 метров. При этом общественные постройки и комплексы намного крупнее. В архаических городах заметен явный приоритет общественного пространства над частным. Интересно также, что колонисты намеренно зарезервировали дополнительное незастроенное место до границ города (некрополя) для того, чтобы город имел возможность развиваться в дальнейшем.

Мегара Гиблейская

Схожую планировку имели архаические Сиракузы, но, очевидно, в каждом случае создавался свой индивидуальный план. Так, в Сиракузах было пять центров, сконцентрированных около источников воды (вероятно, это изначально были отдельные поселения).

Характерная особенность сицилийских архаических городов ­– отделение сакрального от «светского», общественного, в стенах города. Так, святилища часто размещались на границах городов или даже за городскими стенами. Есть гипотеза, что в Акраганте и других италийских городах во время Пунических войн храмы были встроены в городские фортификации как дополнительная сакральная защита города.

План Ортигии (Сиракузы)

План священной долины Акроганта

В связи с этим докладчица вспомнила Аристотеля, который в «Политике», рассуждая о Гипподаме Милетском, упоминает, что территория государства должна делиться на три части: священную, общественную и частную. Возможно, этот круг идей о государственном устройстве связан с более древними приемами городской организации и застройки. На семантическом уровне планировка города связана с планировкой государства, так как греческий полис – и есть само государство. Этим же может объясняться и особое отношение сицилийских тиранов, правивших впоследствии, к культу Зевса, так как именно он охраняет закон, порядок в мире, а значит, и государственный порядок.
Во время дискуссии было отмечено, что Мегара Гиблейская являет пример «гипподамовой» (или по крайней мере) планировки до самого Гипподама. Также вспомнили о г. Фасос, в котором хорошо считывается «защитное кольцо» из храмов вокруг города, возможно, символически имеющее то же значение, что и на Сицилии.