Искусство античного Средиземноморья

За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
21 декабря 2022 г.
X.

Функция и семантика пространства: город, некрополь, святилище.

Заключительное занятие нашего семинара было посвящено пространствам — сакральным и общественным. Говорили о типологии греко-римских исейонов (святилищ Исиды), а также о римских Путеолах — о том, как развивался город и какие находки были сделаны на его территории.
В первом докладе Елены Ухлиной «Святилище Исиды в Дионе» речь шла, помимо основного памятника, еще о двух святилищах — в Салониках и Филиппах. Интерес именно к этим территориям был вызван желанием проследить наличие какой-либо локальной специфики, выявить линию македонских исейонов в римский период.

Святилище Исиды в Филиппах
Известно, что культ Исиды существовал в Греции с IV в. до н.э. В период эллинизма его распространению способствовала политика Александра Македонского и затем Птолемеев. В греко-римском мире Исида покровительствовала морякам, и ее функции во многом пересекались с функциями Фортуны и Тюхе. Еще в V в. до н.э. Геродот писал, что египтяне Исидой называют Деметру, а Павсаний отмечал исключительность ее культа — участником мистерий мог стать лишь тот, кому богиня являлась во сне.

Синкретические метаморфозы, происходившие с культом Исиды на греческих территориях, могли находить отражение и в архитектуре. Автор доклада выделила несколько общих черт рассмотренных памятников. Первая заключалась в обязательном наличии воды поблизости или непосредственно на территории святилища.

Святилище Исиды в Филиппах

Так, например, вода была подведена к помещениям храма в Филиппах (II в. н.э.), а в целле храма в Дионе (II в. н.э.) был устроен бассейн. Вода создавала разнообразные световые эффекты и оживляла пространство, семантически она могла отсылать к священным водам Нила. Вторая общая черта — это наличие большого внутреннего двора, который играл важную роль в организации пространства и самого ритуала. Храмы же, посвященные богине, мало чем отличались — как правило, все они были типичными римскими простилями на высоком подиуме.

Рельеф изображающий Исиду как Деметру

II в. до н.э. Мрамор.

Археологический музей Диона

В ходе обсуждения доклада возникло несколько вопросов, которые можно развивать и далее. Во-первых, интерес вызвало расположение Исейона в Дионе вблизи важнейшего македонского культового центра. Такая его локация, вероятно, была связана с желанием придать веса иноземному культу, поместив его в контекст важного дионского святилища у подножия обители олимпийских богов. Что же касается специфики архитектуры исейонов, то здесь было предложено расширить ряд аналогий географически: от комплексов в Помпеях и Беневенто, как возможных истоков типологии «городского» исейона, до святилищ на Делосе и в Александрии.
Второй доклад Софьи Шадриной «Общественный центр римских Путеол. Опыт систематизации и интерпретации находок» стал попыткой разобраться с большим количеством имеющегося на сегодняшний день археологического материала. Путеолы были одним из важнейших приморских городов на территории Италии. Сегодня это живой, постоянно растущий город (современный Поццуоли), поэтому проследить его древнюю структуру сложно. Единственный открытый и исследованный античный квартал – Rione Terra (бывший акрополь греческой колонии Дикеархии, впоследствии ставшей частью римского города) — дает представление лишь о небольшом участке застройки. Кроме того, часть античного города ныне затоплена водой.
Современный город Поццуоли, квартал Rione Terra
Большой амфитеатр — пожалуй, самый изученный памятник города. На основе данных эпиграфики его датируют эпохой Флавиев, однако в некоторых исследованиях допускается более ранняя датировка временем Нерона. Действительно, из античных источников известно, что Нерон много сделал для Путеол, в особенности для вольноотпущенников, которые инициировали в городе активную застройку.

Что касается Мацелума, то здесь в XVIII в. была найдена статуя Сераписа, отчего изначально комплекс ошибочно был принят за Серапейон. Датируется он эпохой ранней Империи и представляет собой типичный римский мацелум с толосом в центре.


Большой амфитеатр. Период Флавиев

Храмовый комплекс (предполагаемый Капитолий) начал возводиться с переходом города под власть Рима (194 г. до н.э.). Во время Августа и Флавиев он расширился, однако о функциях появившихся в это время построек судить сложно. Известно, что главный храм был построен архитектором Агриппы Луцием Кокцеем Ауктом, но посвящение его также не вполне ясно. Есть предположение, что это мог быть и храм Августа, то есть императорского культа, возведенный в I в. до н.э. на фундаменте более раннего Капитолийского храма. Сегодня сооружение встроено в кафедральный собор Поццуоли (Basilica di San Procolo martire).


Так называемый «Храм Августа», встроенный в кафедральный собор Поццуоли

Так называемый «Храм Августа», встроенный в кафедральный собор Поццуоли

Интересно, что на территории комплекса было найдено большое количество скульптурных фрагментов: портреты эпохи Юлиев-Клавдиев, копии греческих классических образцов и фрагменты архитектурной декорации (антефиксы). Их изначальное местоположение определить сложно. Сегодня они экспонируются в Национальном археологическом музее Флегрейских полей в Байях. Особую интригу создает найденная здесь голова кариатиды и фрагменты клипеусов. Такая комбинация напоминает декоративную программу портика форума Августа в Риме. Однако, как отметила докладчица, характер крепления головы из Бай, а также ее общий вид лучше соотносится с кариатидами Эрехтейона. Возможно, кариатиды из Путеол не были копиями с копий (то есть с кариатид столичного форума Августа), но воспроизводили непосредственно классический афинский оригинал. Это ставит вопрос о роли скульптурных мастерских (в том числе мастерских копиистов), активных в Путеолах и Байях, которые производили скульптуру для публичных пространств и, вероятно, для архитектурных ансамблей.

Большой амфитеатр. Период Флавиев

Голова кариатиды

Национальный археологический музей Флегрейских полей в Байях

Реконструкция портика с кариатидами и клипеусами.

Национальный археологический музей Флегрейских полей в Байях

На территории «Проходного форума» (который сегодня, к сожалению, почти не исследуется) также был найден клипеус с изображением Горгоны и рельеф с «варварским узником». Последний, судя по всему, мог принадлежать арке, по аналогии с рельефами арок Галлии: в Оранже и в Глануме.
Интересно, что на территории комплекса было найдено большое количество скульптурных фрагментов: портреты эпохи Юлиев-Клавдиев, копии греческих классических образцов и фрагменты архитектурной декорации (антефиксы). Их изначальное местоположение определить сложно. Сегодня они экспонируются в Национальном археологическом музее Флегрейских полей в Байях. Особую интригу создает найденная здесь голова кариатиды и фрагменты клипеусов. Такая комбинация напоминает декоративную программу портика форума Августа в Риме. Однако, как отметила докладчица, характер крепления головы из Бай, а также ее общий вид лучше соотносится с кариатидами Эрехтейона. Возможно, кариатиды из Путеол не были копиями с копий (то есть с кариатид столичного форума Августа), но воспроизводили непосредственно классический афинский оригинал. Это ставит вопрос о роли скульптурных мастерских (в том числе мастерских копиистов), активных в Путеолах и Байях, которые производили скульптуру для публичных пространств и, вероятно, для архитектурных ансамблей.

Панель с надписью времен Домициана (сторона A)

Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета (Penn Museum)

Проблема, связанная почти со всеми найденными в Путеолах скульптурными фрагментами, заключается в том, что они трудно соотносятся друг с другом и с какой-либо определенной градостроительной программой. Многие из них были оторваны от своих изначальных локаций, причем из существующих отчетов не всегда ясно, каких именно. Соотнести их, как и архитектурные сооружения, стилистически можно только с тем или иным периодом. В целом же почти все без исключения рассмотренные памятники отражают идеи римской урбанизации и визуальной пропаганды. И дело не только в том, что Путеолы стремились следовать столичной модели, как это происходило, например, в испанских Августе Эмерите, Терраконе, в Кордове, — будучи важным «международным» портом (во всяком случае до усиления роли Остии), Путеолы служили своего рода воротами Италии и форпостом римской столицы, играя важную репрезентативную роль.