Доклады этого занятия были объединены общим направлением – исследованием пересечений между культом, изобразительным искусством и архитектурой. Более того, общем знаменателем стало место действия – Элевсин. Элевсинские мистерии – непростой материал для изучения, требующий погружения в источники, варианты мифов и эпиграфику, вопросы религиоведения, археологии, иконографии, в необъятную историографию. При этом исследователю еще приходится мириться с тем, что понять «все до конца» в этой сфере невозможно.
Но разобраться в ряде вещей все же можно.
Первой выступила Ирина Могучева, с докладом на тему «Элевсинское святилище. Архитектура и ритуал». Она предложила сосредоточиться на проживаемом опыте нахождения и существования посетителей святилища, проходящих инициацию. Ирина отметила, что целью доклада на данном этапе является не прослеживание одного конкретного этапа в долгой истории Элевсина, а сквозное исследование основных архитектурных единиц ансамбля. При анализе, в частности, Ирина рассматривала влияние особого освещения (ведь часть ритуалов проходила ночью, при свете факелов) на восприятие архитектуры
и скульптуры.