Искусство античного Средиземноморья


За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
3 октября 2024 г.
I.

Культ и его визуализация

Первая встреча одиннадцатого сезона семинара прошла 3 октября
в Лазаревском кабинете.

Доклады этого занятия были объединены общим направлением – исследованием пересечений между культом, изобразительным искусством и архитектурой. Более того, общем знаменателем стало место действия – Элевсин. Элевсинские мистерии – непростой материал для изучения, требующий погружения в источники, варианты мифов и эпиграфику, вопросы религиоведения, археологии, иконографии, в необъятную историографию. При этом исследователю еще приходится мириться с тем, что понять «все до конца» в этой сфере невозможно.
Но разобраться в ряде вещей все же можно.

Первой выступила Ирина Могучева, с докладом на тему «Элевсинское святилище. Архитектура и ритуал». Она предложила сосредоточиться на проживаемом опыте нахождения и существования посетителей святилища, проходящих инициацию. Ирина отметила, что целью доклада на данном этапе является не прослеживание одного конкретного этапа в долгой истории Элевсина, а сквозное исследование основных архитектурных единиц ансамбля. При анализе, в частности, Ирина рассматривала влияние особого освещения (ведь часть ритуалов проходила ночью, при свете факелов) на восприятие архитектуры
и скульптуры.

Вид на Элевсинское святилище

Доклад по своей структуре отчасти следовал ходу элевсинского ритуального шествия от Афин
к святилищу и далее по территории святилища. Особое внимание было уделено анализу двух пропилеев – Малых и Больших. Ирина отметила постепенное расширение святилища и нарастание новых «оболочек» вокруг ядра. Позже, в ходе дискуссии, мы еще раз вернулись к этому вопросу, отметив, что со временем нарастала репрезентативность частей ансамбля, обращенных вовне.
Левая кариатида Малых Пропилей
Музей Фицуильяма, Кембридж
Правая кариатида Малых Пропилей
Археологический музей Элевсина
Следующей остановкой стал комплекс Плутония: храм и пещера-грот, где, по мнению большинства исследователей, разыгрывались ритуальные представления.

И, наконец, Ирина обратилась к зданию Телестериона, к большому залу собраний. Судя по всему, именно здесь проходило посвящение в мистерии. Докладчица сравнила этапы расширения этого здания, отметив сокращение со временем количества декора.

В ходе дискуссии участники семинара обсудили особенности проведения мистерий в римский период и социальные аспекты инициации.

Плутоний



«Большой элевсинский рельеф»

440-430 гг. до н. э.

Национальный археологический

музей Афин

Второй доклад «Иконография элевсинских божеств
в классических вотивных стелах» был представлен
Варварой Сулес.

Она предложила разделить вотивные рельефы на три группы. Знаменитый «Большой элевсинский рельеф»
не попал ни в одну из групп – он рассматривался отдельно, как сложно поддающийся классификации памятник.

Первая же группа основного корпуса была названа «погребальным пиром», но во время дискуссии участники семинара, во избежание путаницы с иконографией погребального пира (Totenmahl), предложили другие варианты («подземный пир», «пир в царстве Аида»). В любом случае, эта схема предполагает изображение возлежащего Аида с чашей и Персефоны, сидящей рядом,
с дополнительными фигурами. Много внимания было уделено разбору рельефа Лисимахида, где, помимо божественной четы, изображены Деметра и Персефона.
Вторая группа – «процессия адорантов», изображающая «встречи» божеств и инициатов. Был проведен подробный анализ рельефа из Керчи (в собрании Государственного Эрмитажа), где шествие инициатов замыкает, судя по всему, Геракл.

В связи с этим памятником и рядом других участники семинара обсудили разных мифологических персонажей, прошедших инициацию в Элевсинские мистерии.

Рельеф из Керчи, V век до н. э. Государственный Эрмитаж

И, наконец, третья группа, выделенная Варварой, – «ассамблея богов». Подробно анализировались сохранившиеся фрагменты большого посвящения Лакратеида.

Дублирование образа Персефоны и/или Деметры активно обсуждалось участниками семинара, как в связи с посвящением Лисимахида, так и с т.н. Мондрагонским рельефом из третьей группы. Были выдвинуты предположения о нарративной роли такого приема (запечатление двух эпизодов мифа) или же о подчеркивании двух ипостасей богинь.