Искусство античного Средиземноморья

За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
12 октября 2022 г.
I.

Миграция образов в искусстве античного Средиземноморья

12 октября мы собрались в уютной домашней обстановке, чтобы обсудить одну из любимых тем – миграцию образов в античном искусстве.
В первом докладе Ирина Савина обратилась к наследию древнего Кипра.
На острове было найдено несколько изображений так называемого «заклинателя змей» – человека, держащего или даже прижимающего к себе рептилий. Точного объяснения этой иконографии нет. Само название связано с интригующим пассажем из Плиния, который упоминает неких «офиогенов» (от. греч. ὄφις — «змей») с Кипра – людей, способных укрощать змей и исцелять от змеиных укусов. Кипр был транзитной зоной мигрирующих как с запада, так и с востока образов. Поэтому к разговору о кипрских памятниках всегда подтягивается широкий круг аналогий. На сей раз диапазон их был особенно широк - от греческой Горгоны до египетского Беса. На самом же деле распространенность и вариативность образа потенциальных «заклинателей» ставит сложные методологические задачи – как интерпретировать, на что опираться, где искать конкретное, а где универсальное, и в какой момент какие параллели нужно отсекать. И все же имеющиеся данные позволили очертить круг значений: «заклинатель змей» мог быть связан с защитой и исцелением, а также с культом героизированных предков.

«Заклинатель змей»

ок. первой пол. VI в. до н.э.,известняк

Амафунт, музей Метрополитен

Во втором докладе Антон Дедюлькин проследил, как образ змей и некоторых рептилий, реальных или мифических, использовался в декоре древнегреческого вооружения. Изображенные в металле змеи «ползали» по доспехам и шлемам, переплетаясь с растительным орнаментом, а иногда обособлялись в самостоятельные пластические элементы. Была ли это просто эффектная декорация, или подобные изображения наделялись особыми смыслами, служили оберегами-апотропеями — вокруг этих вопросов и возникла дискуссия. В какой мере значения, которые мы приписываем этим декоративным элементам, считывались древними? И кто был зритель – враги, соратники или сам носитель вооружения?

Бронзовый шлем

ок. VII в. до н.э.

MET