МАКЕДОНИЯ

Палатиано

6/II/2025

  • Арина Корзун

Для современного путешественника Палатиано место малоизвестное. Расположенное поодаль от основной магистрали, ведущей из Софии в Афины, это поселение, однако, было важным центром в античности. 

Археологические находки свидетельствуют о заселении территории еще в Х в. до н.э. Город был основан в эллинистическое время и, вероятно, носил имя Иорон. Расположенный в гористой местности, в непосредственной близости от плодородной долины реки Галликос – он занял выгодную позицию на торговом пути, соединяющим древнюю Кристонию и территорию проживания фракийских племен синтов. В римское время город приобрел еще большую значимость через него прошли основные пути, соединяющие Фессалоники со Стоби и Стиберрой (территория современной респ. Северная Македония).

Археологические раскопки, начатые в середине прошлого века, позволили установить границы города в римский период, раскрыть его жилые кварталы. Одной из самых впечатляющих находок по праву считается так называемый героон и одновременно монумент, прославляющий видное городское семейство. Расположенный в черте города памятник представляет собой своеобразный поминальный комплекс, состоящий из погребальной камеры – кенотафа – в цоколе сооружения, на котором была установлена скульптурная группа из пяти статуй (до наших дней дошли лишь четыре). Предполагается, что статуарная группа стояла в небольшом храме, перед которым находился алтарь. Зона храма была огорожена стенами, которые отделили границы священного участка. Именно здесь должны были происходить поминальные ритуалы.

Героон: современный вид и реконструкция

Фото: www.efa-kilkis.gr

Слева от храма были обнаружены фрагменты портика и скамеек, на которых размещались участники ритуала. Удивительно, но на фрагментах стен храма даже остались следы краски. По-видимому, храм был выкрашен в светло-синий цвет.

Скульптурная группа хорошо сохранилась, но все статуи были найдены по отдельности, поэтому до сих пор существует проблема соотнесения имен членов семьи с надписями, начертанными на плитах цоколя. Последние исследования показывают, что скульптурная группа была посвящена семейству Патраоса Зойлу и включала изображения отца семейства, его супруги Аммии Менадру и трех его сыновей.

Сохранившиеся фрагменты краски

Фото: А. Корзун

Статуарная группа (реконструкция)

Фото: А. Корзун

Стилевые особенности позволили сделать вывод, что группа была выполнена во ΙΙ в., возможно, не все пять статуй сразу. Отец семейства, мать и один из сыновей одеты по греческой моде в хитон и гиматий. В руках у мужчин можно увидеть свитки, что, безусловно, свидетельствует об их высоком социальном статусе и образованности. Фигура другого сына обнажена, что заставляет думать об особом акценте мастера на ней. Для греческих территорий, даже во во времена римского владения, обнаженное тело являлось признаком героизации.
Иконографический тип Гермеса, выбранный для статуи, восходит к работам учеников знаменитого скульптора Поликлета, работавшего в V в. до н.э. В позднеэллинистическое и римское время этот тип стал использоваться не только для изображения божественного образа, но и для портретных статуй. Выбор подобной иконографии зачастую свидетельствовал о посмертном обожествлении. До сих пор не удалось найти упоминания об семействе Патраоса Зойлу в источниках. Тем не менее ясно, что подобный комплекс в черте города могли воздвигнуть лишь за особые заслуги. Поэтому предполагается, что члены семьи были эвергетами – то есть аристократами, делавшими существенные пожертвования на развитие города и принимавшими участие в его социальной и культурной жизни.

Гермес

(Римская копия с греческого оригинала)

Рим, I-II в. н.э.

Музей Метрополитен

Оригиналы статуй хранятся в археологическом музее Килкиса, который последние годы закрыт на реконструкцию, так что предлагаем вам представить, как могло выглядеть скульптурное убранство, с помощью слепков, установленных на месте раскопанного героона.