Искусство античного Средиземноморья


За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
5 декабря 2024 г.
IX.

Герооны и их оформление

Темой девятого занятия семинара стали герооны и их оформление
Слово героон происходит от древнегреческого ἡρῷον и означает святилище, посвящённое герою. Культ героя в античности — довольно сложное и разветвлённое явление. В качестве героев могли выступать самые разные фигуры — от мифологических до исторических. Например, предок-эпоним или ойкист, с именем которого связывалось основание того или иного города. Здесь можно вспомнить легендарных Пелопса, героя-эпонима Пелопоннеса, получившего культ в Олимпии, и Кекропа — основателя царской афинской династии, почитавшегося на Акрополе в Афинах, а также Батта — исторического основателя Кирены. Героями выступали воины, предотвращавшие разорение городов или святилищ (например, Филак в Дельфах). Существовали также «культурные» герои. Так, на острове Парос как герой почитался поэт Архилох, а в Александрии — Гомер.
Если изначально героизация касалась в основном мифологических фигур, то начиная с эпохи классики она все чаще распространялась на реальных людей — главным образом представителей правящих элит (Перикл в Лимире, Мавсол в Карии и др.). В эллинистическое и римское время это явление получило дальнейшее развитие.
Часто героон был связан с местом захоронения героя, реальным или символическим (т. е. кенотафом). В таких случаях перед заказчиками и строителями стояла задача объединить погребальную и культовую функции, что привело к появлению самых разнообразных архитектурных форм героонов. Их анализ показывает, что строгой типологии этих сооружений не существовало. Важным оставалось лишь сохранение и оформление двух основных составляющих — погребальной и культовой.
В качестве героона мог выступать небольшой священный участок (теменос) вокруг погребения (например, героон в Пестуме). Также распространенным типом являлись сооружения, в нижней части которых располагалась гробница (или кенотаф), а верхняя была отведена под культовые нужды. Здесь можно вспомнить гробницу Эрибинны в Ксанфе (Монумент Нереид), героон-кенотаф в Сагалассосе и др.
Как показали материалы докладов, исключительность и разнообразие архитектурных и декоративных решений героонов могли определяться различными факторами: от мифа и фигуры самого героя до стремления соединить в памятнике настоящее и прошлое через обращение к современным художественным тенденциям при сохранении местных традиций.
Тема доклада Арины Корзун была сформулирована как «Римская скульптурная группа героона в Палатиано (Килкис): иконографический тип, значение, композиция».   
Килкис (византийское название — Палатиано) расположен в 20 км от археологического сайта с герооном. До II века до н.э. территория находилась под властью Македонского царства, затем была завоёвана римлянами. В I – III веках город переживал расцвет. Иногда Килкис отождествляют с античным Иороном (Ἴωρον), упоминаемым в источниках, в частности у Птолемея. Раскопки, проведённые в 1973 и 1983 годы, выявили культурные слои, относящиеся ещё к VIII веку до н.э. В предэллинистический период здесь существовало укреплённое поселение, а после захвата македонянами на его месте был основан город. Археологически засвидетельствованы театр и агора.
Основное внимание в докладе было уделено попыткам реконструкции декоративной программы героона. Для этого автор обратилась к целому кругу вопросов, связанных с римской скульптурой на греческих территориях. Прежде всего было прослежено распространение определенных статуарных типов и, как следствие, проанализирована художественная традиция посвящений in formam deorum, т.е. приемов обожествления смертных. В связи с масштабом памятника также был поставлен вопрос о характере функционирования и распространении статуарных групп в восточных провинциях, в частности, в Македонии.
Известно, что килкисский героон располагался в пределах города, однако сегодня его структура выражена неявно. Не установлено и то, с каким героем он был связан.
О культовом характере участка со скульптурной группой свидетельствуют найденные здесь кости животных и фрагменты керамики. Также перед теменосом сохранилась небольшая каменная постройка, которую исследователи считают алтарём.
Статуи группы, «маркировавшей» героон, были установлены на высоком постаменте, внутри которого находилась погребальная камера. При обнаружении она оказалась пустой, и, если не предполагать её разграбления, вся композиция могла выполнять функцию кенотафа. Дополнительным аргументом в пользу интерпретации комплекса как героона стал анализ самой статуарной группы и отдельных иконографических типов.
Для изображения, предположительно, членов одной семьи — отца (Patraos Zoilou), его супруги (Ammia Menadrou) и сыновей (Alexandros Patraou, Medes Patraou) — были использованы следующие статуарные типы: паллиатус (palliatus), Малая Геркуланянка и Гермес Ришелье.
Паллиатус (palliatus) — это тип гражданского портрета, распространенный во времена Империи на греческих территориях. Свое название он получил от паллия (лат. pallium — «плащ») — так римляне называли греческий гиматий. Происхождение данного портретного типа остаётся дискуссионным. Предполагается, что его истоки восходят к статуе Эсхина IV века до н.э., и впоследствии он становится характерным для изображения учёных мужей, связанных с определённой гражданской деятельностью. Внутри этого типа существовало множество вариантов — в положении рук, укладке и отделке плаща. Важно отметить, что паллиатус из Килкиса имеет близкие аналогии с погребальной стелой I века до н. э. из Музея Эг, а также со стелой Дионисофона из Лете (Фессалоники).
Тип Малой Геркуланянки (названный так по месту находки подобных женских статуй — театру в Геркулануме) предположительно происходит с Пелопоннеса. Считается, что Геркуланянки восходят к несохранившимся статуям кор, приписываемым Праксителю. В качестве аналогии можно привести рельеф так называемой Мантинейской базы (320-е гг. до н.э., Национальный музей Афин), также связанный с кругом этого скульптора. По другой версии, данный тип, как и предыдущий, восходит к греческой традиции изображения философов и ораторов, в частности к скульптуре Софокла (336–326 гг. до н.э., Музеи Ватикана), в паре с которой, вероятно, существовала женская статуя — возможно, поэтессы. К концу IV века до н.э. тип Геркуланянок получил широкое распространение в погребальной пластике — как в скульптуре, так и в рельефе. В Риме он был не менее востребован. Так изображали матрон и представительниц императорского дома (например, Агриппину или Фаустину).
Тип Гермеса Ришелье связывают с именем Поликлета, точнее — с его учениками. К концу эллинистического периода художники уже достаточно свободно обращались с этим типом — он был востребован в погребальном искусстве. Так, две статуи из Национального музея Афин — Гермес Аталанти (I в. до н.э.) и Гермес Эгиум (I в. н.э.) — происходят из некрополя. В Риме данный тип получил распространение в конце республиканского периода, а впоследствии его иконография также использовалась в портретных изображениях членов императорской семьи (например, в скульптурной группе с наследниками Августа из Базилики в Коринфе, а также в изображениях Гая и Луция, происходящих с македонских территорий).
Как отмечалось в докладе, в римское время, когда была создана скульптурная группа героона в Килкисе, на греческих территориях в том или ином виде сохранялись примеры «сосуществования» всех перечисленных статуарных типов. Особенно это заметно во многочисленных изображениях супругов, где совмещались типы паллиатуса и Малой Геркуланянки. В римском контексте подобные статуи чаще предназначались для публичных пространств, однако в Македонии и Аттике они получили широкое распространение именно в погребальной сфере, прежде всего в рельефах, создатели и заказчики которых, как предполагают исследователи, могли ориентироваться на более монументальные скульптурные группы. Кроме того, тип Малой Геркуланянки нередко сочетался с образом Гермеса Ришелье (так, в паре с Геркуланянкой существовал найденный в некрополе и уже упомянутый выше Гермес Эгиум).
Таким образом, все рассмотренные статуарные типы, во-первых, так или иначе восходят к образцам греческой классики и получают широкое распространение в восточных провинциях Римской империи; во-вторых, они связаны с погребальной сферой (особенно на греческих территориях); в-третьих, в римском контексте эти типы получают развитие в придворной иконографии, прежде всего в портретах императорской семьи. Их появление в скульптурной группе килкисского героона представляется вполне закономерным. С одной стороны, это подчеркивало особый статус семейства, с другой — погребальный характер памятника. Открытым остается вопрос относительно обнажённой фигуры типа Гермеса Ришелье, которая могла изображать героизированного или обожествленного представителя старшей либо младшей ветви семьи; или же некоего героического предка — основоположника рода.
Доклад Надежды Налимовой «Леонтейон в Калидоне: многофункциональное пространство для культа героя» был посвящен памятнику, также происходящему с греческих территорий. Калидон находился в области Этолии, слава города в античной традиции связана с героем Мелеагром и легендарной Калидонской охотой. Об этом есть напоминание в программе декорации Леонтейона, однако сам комплекс, сооруженный около 100 г. до н.э., был местом почитания Леона Калидонского, представителя местного аристократического семейства, похороненного здесь же.
Леонтейон был расположен в районе некрополя за пределами городских стен. Его раскопки проводились с 1920-х годов датскими и греческими археологами, главным образом под руководством Фредрика Поульсена. Имя героя, а также интерпретация комплекса как героона основаны на данных эпиграфики. Все находки из святилища в настоящее время хранятся в Археологическом музее Агриниона.
Леонтейон имел сложную и необычную для героонов структуру. Он представлял собой перестильный двор, окружённый рядом различных помещений. Ключевыми среди них были подземная гробница, несколько экседр со скамьями и культовый зал. В целом планировка напоминала устройство дворцов или богатых домов, которые также включали перестильные дворы, андроны со скамьями, культовые помещения и экседры (можно вспомнить экседру в доме Фавна в Помпеях, на полу которой была расположена знаменитая мозаика Александра и Дария). В то же время структура комплекса имела много общего с планировкой палестр и гимнасиев.
Леонтейон имел сложную и необычную для героонов структуру. Он представлял собой перестильный двор, окружённый рядом различных помещений. Ключевыми среди них были подземная гробница, несколько экседр со скамьями и культовый зал. В целом планировка напоминала устройство дворцов или богатых домов, которые также включали перестильные дворы, андроны со скамьями, культовые помещения и экседры (можно вспомнить экседру в доме Фавна в Помпеях, на полу которой была расположена знаменитая мозаика Александра и Дария). В то же время структура комплекса имела много общего с планировкой палестр и гимнасиев.
Гробница, датируемая рубежом II–I вв. до н.э., находилась в подземной части комплекса. Спуск в неё, как и вход в сам Леонтейон, осуществлялся с северной стороны. Она представляла собой типичную сводчатую гробницу македонского типа с дромосом и погребальной камерой, оформленной как пиршественный зал с клине. Главными и наиболее выразительными элементами декора были тщательно проработанные ножки погребальных лож, скульптурная имитация подушек, а также характерная «македонская» дверь с имитацией заклёпок и металлических накладок.
Непосредственно над гробницей находилась прямоугольная культовая комната. Исходя из толщины стен, как и гробницу, ее реконструируют сводчатой. В интерьере комнаты, по-видимому, стояла база для скульптурной группы, перед которой располагался жертвенный столик/алтарь. Вход в комнату предварял прямоугольный зал-экседра со скамьями, расставленными по периметру. В ходе раскопок археологами были обнаружены фрагменты бюстов, выполненных в очень высоком рельефе в позднеклассической стилистике. Среди них — изображения Геракла, Эрота, Афродиты и Мелеагра, а также бюст героя (Леона?) с диадемой-лентой на голове. Лёгкий разворот фигур, их наклон и направленный вниз взгляд позволили предположить, что рельефы являлись imagines clipeatae и украшали стены зала.
На основании рассмотренного в докладе материала были сформулированы следующие выводы:
  • Леонтейон действительно мог выполнять функции палестры или гимнасия, то есть выступать в качестве многофункционального центра, где было отведено место как для духовных, так и физических упражнений.

  • С точки зрения структуры северной части комплекса (подземная гробница + наземная культовая комната с залом) сооружение явно вписывается в ряд героонов. Ему можно найти аналогии среди более ранних погребений македонского типа, где обнаруживаются признаки героизации умерших, например, гробницу c некрополя на виа Кристаллини в Неаполе. Ее погребальная камера с высеченным в скале сводом и интерьером, воспроизводящим пиршественный зал, располагалась в нижней, подземной части комплекса. Верхнее же помещение, как и в случае с калидонским герооном, служило поминальным залом с соответствующими атрибутами.

  • Расположение скульптурной декорации Леонтейона обнаруживает интересные параллели в росписях «второго стиля», где тоже встречаются изображения imagines clipeatae (декорация Большого атриума вилы в Оплонтисе, сер. I века до н.э.), что позволяет интерпретировать содержание последних. В росписях щиты так же декорируют архитектуру, только уже иллюзорную, воспроизводящую некие «преддверия». Пространства позади них как бы скрыты от глаз зрителя за изображенными дверями. Учитывая структуру северной эскадры Леонтейона, можно предположить, что изображенные помещения со щитами — это такие же поминальные залы (тем более, что помимо щитов здесь изображены столики для подношений и другие характерные атрибуты). Тогда закрытые двери намекают на присутствие позади них культовых залов, святилищ, где почитаются героизированные предки, покровители дома и рода.

Отчёт занятия записала