Искусство античного Средиземноморья

За «Химерой» стоит семинар «Искусство античного Средиземноморья», который мы проводим в МГУ с 2014 года. Это наша научная лаборатория, а иногда в прямом смысле кухня.
7 декабря 2023 г.
VIII.

Оформление и визуализация культа.
Локальные варианты

Восьмое занятие семинара было посвящено вопросу оформления и визуализации культа в античности.
Доклад Арины Корзун «Скульптурный фриз храма Гекаты в Лагине: отражение локального культа в искусстве эллинизма» предоставил слушателям возможность обсудить принципы устройства и оформления сакрального пространства – святилища Гекаты в Лагине (юго-запад Турции, античная Кария). Основное внимание было уделено роли рельефного фриза, украшавшего храм (ныне хранится в коллекции Археологического музея Стамбула), специфике его иконографических формул и нарративных линий. Датировка храма Гекаты временем около 125 г. до н. э. позволяет рассматривать его как один из ранних примеров переосмысления римлянами эллинистической традиции (изобразительной и архитектурной). Несмотря на обширный корпус литературы, посвященной памятнику, программа фриза, как и размещение и последовательность его композиций, оставляют множество вопросов.

Храм в святилище Гекаты

В начале доклада были рассмотрены топография и архитектурное оформление святилища, а также истоки культа Гекаты (фригийские или фракийские). Архитектурный план теменоса и наличие рядов ступеней для зрителей указывает на важную зрелищно-ритуальную составляющую культа, а также на масштаб празднований. Вызывает интерес планировка и конструктивные особенности храма – это псевдодиптер коринфского ордера, демонстрирующий инновационное для региона решение.

Фриз размещался в антаблементе храма по всему периметру. Композиция его восточной стороны (сохранилось лишь пять плит), посвящённая сюжету рождения Зевса, предположительно, могла соотносится с одной из ипостасей Гекаты – покровительницы детей. Несмотря на то, что сцены рождения богов известны по памятникам классической эпохи, композиция храма в Лагине не имеет прямых иконографических прототипов. Однако, впоследствии именно такая изобразительная формула рождения божества получит широкое распространение в монументальном искусстве Империи (в том числе, в декорации театров на территории Малой Азии).

Святилище Гекаты

Конец II в. до н.э.

Рождение Зевса
Фрагмент фриза
В южном фризе усматривают изображение «карийского пантеона» и торжеств в честь Гекаты (десять плит), однако большая часть фигур с трудом поддается идентификации. Плита с изображением восседающих на троне фигур (богов и персонификаций?) в окружении детей вызывает наибольшие споры. Сюжет западного фриза, напротив, вполне узнаваем – это гигантомахия, имеющая ряд параллелей со композицией Пергамского алтаря, хотя многие детали, в том числе иконография самой Гекаты, отличаются от знаменитого прототипа. Одна из магистральных тем северного фриза – торжества в честь богини Ромы, символизирующие мирное утверждение римской власти на данной территории. Изображения воинов рядом с амазонками, вероятно, должно были прочитываться как аллегория союза Рима и Карии.

Гермес, Тюха, Геката

Фрагмент фриза

Зевс Панамарос и Гера Телея

Фрагмент фриза

В заключении докладчица поделилась своими выводами: ключевые сцены фриза не имеют иконографических прототипов, их специфика отражает сложность программы декорации, в которой нашли отражение культовые, политические, идеологические аспекты. В интерпретации фриза следует отталкиваться от эпиграфических данных, литературных источников, исторического контекста. Специфичен также выбор иконографии Гекаты, характерно отступление от популярного для того времени образа «трехликой богини». Геката намеренно представлена как божество, чей культ связан с гражданской функцией, о чем свидетельствует ее помещение в центр псевдоисторических событий и религиозных празднований с участием горожан.

Фрагмент фриза

В ходе дискуссии ставились вопросы о характере культа в Лагине, о традициях сакральных церемоний и их посвящении, о том, кто был потенциальным посетителем святилища? Было отмечено, что ряд инновационных черт, получивших развитие в официальном римском искусстве гораздо более позднего времени (II в. н. э.), делает фриз в Лагине уникальным, позволяет рассматривать его, как важный памятник, стоящий на стыке традиций.

В докладе Варвары Алешиной «Ландшафтные святилища Кипра» рассматривался другой аспект оформления культа – тема синтеза сакральной архитектуры, ландшафта и ритуальных практик. Отправным пунктом для размышлений послужило святилище Аполлона Гилата близ Куриона и его «толос» (круглое в плане здание) – комплекс, который уже прежде был предметом исследования автора.

Святилище Аполлона Гилата близ Куриона

Выделено — «Круглое здание» или «Толос»

Как предполагается, появление здесь круглого сооружения в римский период стало результатом монументализации древней архаической святыни – священной рощи, где проводился ритуал кругового движения вокруг древа или деревьев. О наличии подобных ритуалов свидетельствует кипрская мелкая пластика архаического периода, где также зафиксировано движение участников ритуала по кругу. В поисках аналогий такого рода архитектуры на Кипре, докладчица обратилась к малоизвестному и фрагментарно сохранившемуся комплексу построек на крошечном острове Геронисос (его длина всего 270 м) близ берегов Неа Пафоса. Раскопки здесь проводятся командой из Нью-Йоркского университета под руководством Джоан Конелли.

Терракотовые статуэтки. Танцовщики вокруг священного дерева

Кипр. VI в. до н. э

Терракотовые статуэтки. Танцовщики вокруг священного дерева

Кипр. V в. до н. э

Терракотовые статуэтки. Танцовщики вокруг священного дерева

Кипр. V в. до н. э

Наибольший интерес представляет каменная круглая в плане конструкция, схожая с толосом из Куриона, но имеющая и ряд отличий: более сложное строение двойного кольца стен, с повышением высоты внутренней стены. Нижняя хронологическая граница жизни памятника, определяемая землетрясением – 15 г. до н. э. На территории комплекса до сих пор не было найдено эпиграфических памятников, что затрудняет его атрибуцию именно как святилища.

Основание круглого здания в Геронисосе

Однако достаточно трудно подыскать иную, утилитарную функцию для зданий, расположенных на крошечном острове, где не было поселений и, судя по всему, не было фортификаций. Примечательно также, что для возведения «толоса» был специально привезен известняк с Кипра. Еще одна специфическая постройка, найденная на острове (Д. Конелли определяет ее как небольшой простильный храм, хотя сохранность делает подобные предположения спекулятивными), гипотетически могла быть частью общего с круглым зданием комплекса.

Остров Геронисос

В ходе дискуссии уточнялась геолокация Геронисоса, ставился вопрос о том, мог ли остров быть когда-то частью Кипра. Отмечалось, что строительная техника, использование забутовки и сам план могут указывать на фортификационный характер построек. Высказывалась также мысль о том, что круглое здание могло быть маяком. Автором была упомянута еще одна интересная деталь – существование захоронения римского времени между стенами толоса, что оставляет гипотезу о сакральном характере здания актуальной.

План острова Геронисос