RANDOM STUDIES


  • Тамаш Кишбали

Советская вазопись

Чаша к «Олимпиаде-80»
Античность повсюду! И темы материалов для «Химеры» тоже могут возникнуть в любом месте. Недавно мне прислали фотографию прекрасных советских фарфоровых чаш с атлетами, словно сошедшими с античных ваз. Это кофейная пара «Бег», выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом в качестве сувенирной продукции к Летним олимпийским играм в Москве 1980 г.

Кофейные чашки «Бег», выпущенные Ленинградским фарфоровым заводом в качестве сувенирной продукции к Летним олимпийским играм в Москве 1980 г.
Фото Лизы Ванеян
Основой служит классическая форма «Майская», разработанная еще в 1967 г. Э.М. Криммером. Художник по росписи – А.В. Ларионов.

Разумеется, античные мотивы и отсылки – это общее место для современных олимпийских игр, призванных возрождать и развивать древнегреческую традицию. В сувенирах к «Олимпиаде-80» красно-черные силуэты встречаются повсеместно. Однако чаша «Бег» отличается минимализмом и, пожалуй, наиболее выраженным «античным» характером.


Тарелка «Бег». Ленинградский фарфоровый завод.

1978-1980 гг.

https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/641654

Изделия к «Олимпиаде-80» в журнале «Мода»

(1980 г., №1)

https://dzen.ru/a/Y5MpXdrYe2K6mKMB

Кофейная чашка "Бег". Ленинградский фарфоровый завод.

1978-1980 гг.

https://www.monetnik.ru/antikvariat/kuhnya/posuda/upotreblenie/kruzhki/para-kofejnaya-beg-274490/



Источником вдохновения для Ларионова, несомненно, послужили изображения бегунов в античной вазописи. Наиболее близкие прототипы находим на так называемых «панафинейских амфорах», которые служили призами на древних соревнованиях. Здесь атлеты изображаются в стремительном движении. Тела перекрывают друг друга так, словно они бегут почти вровень, без отрыва, и еще не ясно, кто одержит победу.
На своей чаше Ларионов довольно близко воспроизводит манеру движения античных бегунов. При ближайшем рассмотрении, конечно, мы замечаем, что современные бегуны, в отличие от своих нагих древнегреческих «коллег», одеты в шорты и майки… Но, к счастью, поскольку для бега не требуется специального инвентаря, этот атрибут костюма не вырывает нас из древнего контекста (как это происходит, например, на некоторых других чашах и тарелках с росписями Ларионова).



Иллюстрации:

1. Панафинейская амфора. Ок. 530 г. до н.э. Метрополитен-музей

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/248902

2. Чаша «Бег». 1978-1980 гг.

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8293447

3. Панафинейская амфора. 333-332 гг. до н.э. Британский музей

https://www.britishmuseum.org/collection/object/G_1856-1001-1

4. Панафинейская амфора. Первая треть V века до н.э. Античное собрание, Берлин

https://recherche.smb.museum/detail/686049/panathen%C3%A4ische-preisamphora


На чаше «Бег» появляется еще один интересный прием: для усиления контраста художник как бы совмещает красно- и чернофигурную техники, вводит мотив ритмического цветового чередования силуэтов.

Силуэт, как основное средство выразительности в древнегреческой вазописи, тесно связан с техническими особенностями этого искусства. Изображение, по сути, монохромное, как в чернофигурном, так и в краснофигурном стиле. Мастера используют ряд дополнительных приемов (накладные краски, процарапывание) для передачи деталей, однако на протяжении VI–IV вв. до н.э. одной из главных задач остается создание ясных и динамичных силуэтов фигур. Благодаря им зритель сразу считывает общую композицию, расстановку и действия персонажей. «Плененный», он берет вещь в руки, рассматривает детали, распутывает взаимосвязи фигур…
На уровне первичного восприятия вазописные изображения можно сравнить с пиктограммами и это их качество находит применение в совеременном дизайне. При организации современных олимпийских игр особое внимание уделяется разработке визуального бренда. В него обязательно включается серия пиктограмм, обозначающих различные виды спорта. Они используются на указателях, брошюрах, значках, сайтах. Функция проста – чтобы носители разных языков могли их однозначно идентифицировать.

Например, к московской «Олимпиаде-80» серия пиктограмм была разработана Н.С. Белковым.



Белков Н.С. Система пиктограмм к «Олимпиаде-80»
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B002.jpg

Метопы Гефестейона в Афинах. Вторая половина V века до н.э. Прорисовка
По Hoff, R. von den. Media for Theseus, or: The Different Images of the Athenian Polis-Hero // International History. Spinning Time in Ancient Greece / Eds. Foxhall L., Gehrke H.-J., Luraghi N. Stuttgart, 2010. P. 161-188.

Фигуры изображены, как подобает олимпийским атлетам, в движении. Они заполняют квадратное поле от края до края, что усиливает динамику и напряжение. Кстати, говоря об античных параллелях, саму задачу и некоторые композиционные приемы можно сравнить с древнегреческими рельефными метопами.

Бегуны на чаше, в некотором смысле, сродни пиктограммам, однако призваны отсылать не только к актуальному соревнованию, но и к истории и истокам олимпийских игр.

Гвоздева Т.Б. Олимпийские игры античности (от мифа к истории). М., 2013.

О’Махоуни М. Спорт в СССР: физическая культура – визуальная культура / пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман. М., 2010.

Традиции античного олимпизма в мировой культуре (от древности до наших дней). Сборник статей / под ред. Т.Б. Гвоздевой. М., 2015.

Guttmann A. The Olympics. A History of the Modern Games. Chicago, 1992.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Криммер Эдуард Михайлович (1900–1974) –
художник, с 1950 г. работал на Ленинградском фарфоровом заводе как скульптор и автор форм.
Ларионов Андрей Владимирович (1948–1991) –
художник Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова в 1977–1991 годах, главный художник ЛФЗ в 1985–1989 годах.
Белков Николай Сергеевич (1950–1996)
дизайнер из Ленинграда, выпускник ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.