Общие работы по рецепции античного/классического наследия
Античность в европейской живописи XV-начала XX вв. М., 1982.
https://www.klex.ru/uab
Античность в культуре и искусстве последующих веков. Cб. ст. М., 1984.
Кларк К. Нагота в искусстве. Исследование идеальной формы [1956]. СПб., 2004. (серия «Художник и знаток»).
Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.
Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. От Витрувия до Катрмера де Кенси. М., 1995.
Cowell F.R. The Garden as a Fine Art from Antiquity to Modern Times. L., 1978.
Greenhalgh M. The Classical Tradition in Art. From the fall of the Roman empire to the time of Ingres. N.Y., 1976.
Hall J.A. A History of Ideas and Images in Italian Art. London, 1983
Henig M. “Et in Arcadia Ego”: Satyrs and Maenads in the Ancient World and Beyond // Studies in the History of Art. 1997. Vol. 54. P. 22–31.
Milman M. Architectures peintes en trompe-l'oeil. Geneve, 1986.
Rowland B.J. The Classical Tradition in Western Art. Cambridge (Mass), 1963.
Vermeule C. European Art and the Classical Past. Cambridge (Mass), 1964.
Итальянский Ренессанс. Общие работы по культуре и искусству.
Арган Дж. К. История итальянского искусства, т. 1-2. М., 1990. (и другие издания).
Брагина Л.Д. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996.
Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII–XVI века, т. 1-2. М., 1977.
Головин В.П. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь.
Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М., 1970.
Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок [1994]. М., 2000.
Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956-59
Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.
Маркузон В.Ф. Ордер и стена в архитектуре Андреа Палладио. Семиотический аспект // Введение в храм. М., 1997. С. 315-323.
Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999. (Альбрехт Дюрер и классическая античность; Et in Arcadia Еgo: Пуссен и эллегическая традиция). https://www.klex.ru/ohnСмирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987.
Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб., 2004.
Всеобщая история архитектуры. М., 1966–1967. [Т.] 4-5.
Blunt A. Artistic Theory in Italy 1450-1500. Oxford, 1940. (и др. издания).
Gombrich E. Studies in the Art of the Renaissance, vol. I-IV (Norm and Form; Symbolic Images; The Herritage of Apelles; New Light on Old Masters). London 1966 (1972, 1976 и др. издания).
Kliemann J. Rohlmann M. Italian Frescoes. High Renaissance and Mannerism. 1510–1600. New York-London. 2004.
Murray P. Architecture of the Renaissance. New York, 1971.
Roettgen S. Italian Frescoes. The Early Renaissance. 1400-1470. New York-London-Paris. 1996.
Sandström S. Levels of Unreality. Studies in Structure and Construction in Italian Mural Painting during the Renaissance. Uppsala, 1963.
Wittkower R. Architectural Principles in the Age of Humanism. London, 1949. (и др. издания).
Wittkower R. Idea and Image. Studies in the Italian Renaissance. London, 1978.
Рецепция античности в искусстве Ренессанса
Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984 https://biblio.imli.ru/images/abook/zarublitra/antichnoe_nasledie_v_kulture_vozrozhdeniya.pdf
Баткин Л.М. Странности ренессансной идеи «подражания» древним. «Imitatio» или «Inventio» // Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984. С. 72-107.
Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб., 2008.
Гинзбург К. Тициан, Овидий и коды эротической образности в 16 веке. / Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и история. Сборник статей. М., 2004. С. 159-189.
http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/ginzburg.pdf
Гуляницкий Н.Ф. Метод Палладио и античное наследие. (О первой части трактата Андреа Палладио) // Архитектура русской усадьбы. Под общей редакцией Н.Ф. Гуляницкого. М., 1998. C. 289-323.
Дубова О.Б. Мимезис и Пойэсис. Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества. М., 2001. https://www.academia.edu/5702646/Дубова_О_Б_Мимесис_и_пойэсис_Античная_концепция_подражания_и_зарождение_европейской_теории_художественного_творчества
Зубов В.П. Витрувий и его комментаторы в XVI веке (1957) // Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. М., 2000. С. 398-420.
Крайнева И.Г. Эстетика живописи кватроченто и античная идея о родстве живописи и поэзии // в сборнике «Культура эпохи Возрождения». М., 1986. С. 80-88. https://www.lib.tsu.ru/mminfo/2014/000056222/000056222.pdf
Никогосян М.Н. Копии с античных произведений искусства в итальянском рисунке первой половины XV века // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 221-228.
Маркузон В.Ф. Античные элементы в архитектуре итальянского Возрождения // Культура эпохи Возрождения. М., 1986. С. 54-68.
Михайлова М. Эволюция отношения зодчих Ренессанса к античному наследию // Архитектура мира. Вып. 7. М., 1998. С. 35-40.
Михайлова М.Б. Античный элемент в формировании города Возрождения (теория и практика) // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С.214-220.
Миф в культуре Возрождения. М., 2003. (статьи В.Д. Дажиной, И.И. Тучкова, Е.П. Халдеевой Е.П.). https://biblio.imli.ru/images/abook/zarublitra/Mif_v_kulture_Vozrozhdeniya_2003.pdf
Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения (росписи вилл Флоренции и Рима). М., 1992
Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма.
Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения [1939]. СПб., 2009.
Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессаса и неоплатоническом гуманизме. М., - СПб., 2001
Яйленко Е.В. «Пастух и нимфа» Тициана из Вены и пастораль в венецианской живописи в последней трети XVI века // Итальянский сборник. Выпуск 3. М., 2003. С. 199-210.
Seznec J. The Survival of the Pagan Gods: The Mythological Tradition and its Place in Renaissance Humanism and Art [1953]. N.Y., 1961.
Weiss R. The Renaissance Discovery of Classical Antiquity [1969]. Oxford, 1973.
White J. The Birth and Rebirth of Pictorial Space. London, 1957.
Источники
Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936.
Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935–1937.
Барбаро Д. Комментарии к «Десяти книгам об архитектуре» Витрувия. М., 1937
Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М., 1936.
Виньола. Правила пяти ордеров архитектуры, М., 1929.
Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1956–1971. [Т.] 1-5. (и др. издания).
Арс Нова и Северное Возрождение
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Духовные и интеллектуальные движения. М., 2014. http://www.belousenko.com/books/foreign/benesch_north_renessance_1973.pdf
Дмитриева М. Э. Античность в восприятии немецких гуманистов и творчестве А. Дюрера // Проблемы истории докапиталистических формаций. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – C. 137–150.
Дмитриева М. Э. Античные образы и сюжеты в искусстве Немецкого Возрождения // Проблемы истории античности и средних веков. М., 1978. C. 158–174.
Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.
Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1981.
Панофский Э. Альбрехт Дюрер и классическая античность // Смысл и толкование изобразительного искусства / пер. В. В. Симонова. – СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. – C. 273– 332.
Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV-XVI веков. Л., 1973.
Classical Mythology in the Netherlands in the Age of Renaissance and Baroque. Leuven, 2009
Барокко и классицизм
Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
Буссальи М. Бернини. – М., 2000
Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. М., 2004. Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб., 2003 .
Даниэль С.М. Картина классической эпохи. – М.. 1986
Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750. М., 2002.
Михайловский И.Б. Архитектура Ренессанса и Барокко в Италии. М., 2012.
Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм
– М., 2009.
Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII в. Тематические принципы. М., 1989.
Классицизм и романтизм. Архитектура, скульптура, живопись, рисунок. М., 2001
Лившиц Н.А. Бернини. М., 1957Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965.
Свидерская М.И. Караваджо. Первый современный художник. Спб., 2001.
Blunt A. Borromini. L., 1979.
Held J. S., Posner D. 17th-18th Century Art. Baroque Painting, Sculpture, Architecture. N.Y., 1971 (1979).
Kaufmann E. Von. Ledoux bis Le Corbusier. Wien, 1933.
Lees-Milne J. Baroque in Italy. L., 1959.
Portoghesi P. The Rome of Borromini. Roma, 1967 (NY, 1968).
Rykwert J. The first moderns. The architects of the eighteenth century. Cambr. (Mass.,) 1980. Stechow W. Rubens and the Classical Tradition. London, 1970.
Wittkower R. Art and Architecture in Italy. 1600-1750. Baltimore, 1958 (1980).
Wittkower R. Gian Lorenzo Bernini, the Sculptor of Roman Baroque. L., 1966 (1990).
White С. Peter Paul Rubens. L., 1987.
Искусство 19 – начала 20 века
Бачурина И.Е. Мастера французской скульптуры: Аристид Майоль и А. Бурдель. М., 2001. Березина В.Н. Французская живопись XIXв. М., 1987.
Березина В.Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. М.: Изобразительное искусство, 1992.
Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика: энциклопедия: в 3 т./ [Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств Рос. акад. художеств; отв. ред. Е. Д. Федотова]. М., 2006.
Берсенева А.А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991.
Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. М., 1914.
Дмитриева Н.А. Пикассо. М., 1971 (гл. «Мифы XX века. Графические сюиты»). http://www.picasso-pablo.ru/library/dmitrieva-picasso.html
Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII – XX веков. Л., 1990.
Костеневич А. Боннар и художники группы Наби. СПб., 1996.
Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900. М., 1994.Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века: классицизм, романтизм. СПб., 2005.
Роден О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников. М., 2000
Рескин Д. Лекции об искусстве. М., 2006
Рильке Р.М. Огюст Роден. http://www.synnegoria.com/tsvetaeva/WIN/writer/rilke/roden1.html
Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М., 1989.
Судьба неоклассицизма в XX веке. Сб. статей. ГИИИ. М., 1997
Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
Федорова Е.Д. Канова: Художник и его эпоха. М., 2002.
Шнаппер А. Давид: свидетель своей эпохи. М., 1984.
Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М., 1962.
Якимович А. К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М., 2003.
Adams Laura S. A History of Western Art. 4th ed. NY, 2005.
Boime A. The Academy and French Painting in the Nineteenth Century. NY., 1970.
Ferguson J. Picasso and the Classics // Greece & Rome, Vol. 9, No. 2 (Oct., 1962). P. 183-192
Gadon Elinor W. Picasso and the Minotaur // India International Centre Quarterly 2003, Vol. 30, No. 1. P. 20-29
Girandy D. Picasso. Paris, 1986
Honour H. Neo-Classicism. L., 1968.
Penrose R. The sculpture of Picasso. Ronald Penrose, chronology by Alicia Legg. N.Y., 1967.
https://www.moma.org/documents/moma_catalogue_1905_300299012.pdf
Praz M. On neoclassicism. L., 1960.
The Oxford Companion to Twentieth Centery Art. Oxford, 1988
Краткий обзор The Classical Revival in Modern Art (c.1900-30). Figure Painting and Avant-Garde Classicism of the 20th Century. http://www.visual-arts-cork.com/history-of-art/classical-revival.htm