Каньон Адамкаялар Вадиси хранит в себе уникальный памятник – греко-римское скальное святилище, просуществовавшее достаточно долго, как полагают, со II в. до н.э. и вплоть до II в. н.э. Скальные рельефы Адамкаялар – интересный феномен, контекст и значение которого для современников не вполне ясны.
Здесь в скалах высечены монументальные человеческие фигуры, всего их 17: 2 ребёнка, 4 женщины, 11 мужчин [1]. Иконографически они повторяют схемы, которые используются в погребальном искусстве, и подобные рельефы привычнее было бы встретить в погребальном контексте. Однако в Адамкаялар нет гробниц. Вместо этого перед нами отвесная стена с которой смотрят многочисленные фигуры (отсюда турецкое название места – аdam значит мужчина, человек; kayalar – скалы). Среди изображений можно обнаружить возлежащих на клинэ пирующих, семейные сцены, изображение собаки – распространенный погребальный мотив. В одной из скальных ниш воин прощается с женой и дочерью. Воинская тема в рельефах Адамкаялар превалирует, здесь много фигур воинов с копьями, как в отдельных эдикулах, так и включенных в семейные сцены – подчеркивается не только военный, но и мирный, семейный статус мужчины. Вместе с тем, мотив воинской доблести и тема пирования вносят ноту героизации в программу святилища, заставляют воспринимать его как некий коллективный героон/кенотаф.
Кое-где сохранились слабо различаемые надписи, вероятно соотносящиеся с изображенными персонажами и дающие некоторую информацию о них. В надписях упоминаются имена киликийских правителей эллинистического времени, имевших статус жрецов Зевса. Такой вывод был сделан на основании сопоставления имен Адамкаялар с другим списком, обнаруженном на стене храма Зевса Корикийского (Zeus Korykios) в местечке Кеннет-Чехеннем (Cennet-Cehennem – «рай и ад») в нескольких километрах скального комплекса. Считается, что это список царей Ольбы из династии Тевкридов [2].
Одна из немногих сохранившихся надписей
Скальный алтарь с фигурами