Киликия

АДАМКАЯЛАР

16/XI/2020

  • Эльдар Керимов

Каньон Адамкаялар Вадиси хранит в себе уникальный памятник – греко-римское скальное святилище, просуществовавшее достаточно долго, как полагают, со II в. до н.э. и вплоть до II в. н.э. Скальные рельефы Адамкаялар – интересный феномен, контекст и значение которого для современников не вполне ясны.

Здесь в скалах высечены монументальные человеческие фигуры, всего их 17: 2 ребёнка, 4 женщины, 11 мужчин [1]. Иконографически они повторяют схемы, которые используются в погребальном искусстве, и подобные рельефы привычнее было бы встретить в погребальном контексте. Однако в Адамкаялар нет гробниц. Вместо этого перед нами отвесная стена с которой смотрят многочисленные фигуры (отсюда турецкое название места – аdam значит мужчина, человек; kayalar – скалы). Среди изображений можно обнаружить возлежащих на клинэ пирующих, семейные сцены, изображение собаки – распространенный погребальный мотив. В одной из скальных ниш воин прощается с женой и дочерью. Воинская тема в рельефах Адамкаялар превалирует, здесь много фигур воинов с копьями, как в отдельных эдикулах, так и включенных в семейные сцены – подчеркивается не только военный, но и мирный, семейный статус мужчины. Вместе с тем, мотив воинской доблести и тема пирования вносят ноту героизации в программу святилища, заставляют воспринимать его как некий коллективный героон/кенотаф.


Кое-где сохранились слабо различаемые надписи, вероятно соотносящиеся с изображенными персонажами и дающие некоторую информацию о них. В надписях упоминаются имена киликийских правителей эллинистического времени, имевших статус жрецов Зевса. Такой вывод был сделан на основании сопоставления имен Адамкаялар с другим списком, обнаруженном на стене храма Зевса Корикийского (Zeus Korykios) в местечке Кеннет-Чехеннем (Cennet-Cehennem – «рай и ад») в нескольких километрах скального комплекса. Считается, что это список царей Ольбы из династии Тевкридов [2].


Одна из немногих сохранившихся надписей


Элементы этого культа «царей-жрецов», которые правили здесь от имени Селевкидов, контролировавших территории Киликии, встречаются также в Диоцезарии. Расцвет местного царского культа приходится на III – II вв. до н.э., а угасает он с падением державы Селевкидов и приходом римлян. Примечательно, что еще в 25 году до н.э. император Август сохраняет управление здешними землями за местными священнослужителями, которые, очевидно, имели сильную власть.

Фронтон –
(от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) завершение (обычно треугольное) фасада постройки, образованное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Диоцезария (др.греч. Διοκαισάρεια) –
древний греко-римский город, расположенный в Киликии
Селевкиды –
царская династия образованного после распада империи Александра Македонского государства, основана Селевком I, одним из полководцев Александра
Эллинизм –
период в истории древнего Средиземноморья, охарактеризованный широким распространением греческой (эллинской) культуры после походов Александра Македонского. Хронологически охватывает время с 334 г. до н.э. по 30 г. до н.э. (падение последнего крупного эллинистического государства – Египта).
Киликия –
историческая область на юго-востоке Малой Азии (современная Турция)
Клине –
(от лат. klinē — диван) – вид античной мебели, ложе, на котором возлежали во время пиршеств, трапез и бесед.
Эдикула –
(уменьшит. от лат. aedis — дом, храм) архитектурно оформленная ниша, декоративная или культовая, как правило предназначенная для статуи.
Героон –
(др.-греч. ἡρῷον) — святилище, где отправляется культ героя, легендарного или реального (часто правителя)
Кенотаф
(др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила) – погребальный памятник, находящийся не на территории погребения усопшего, символическая могила.
Среди рельефов помещен скальный алтарь в форме эдикулы с фронтоном и фланкирующими его фигурами. Это одна из самых ранних скульптур Адамкаялар, наряду с рельефом, изображающим жертвенного быка, также соотносящимся с культовой и жреческой темой. Персонаж слева от алтаря – видимо, мужчина, он наполняет чашу жидкостью (водой или вином) из кувшина, фигура справа дошла не в лучшем состоянии, возможно это

Скальный алтарь с фигурами

женщина. Таким образом функциональный алтарь включен в изображение обряда с возлиянием жидкости и преподнесением ее божествам. Известно, что в святилище была цистерна, в которую через трещины известняковых скал поступала дождевая вода.
Примечательно, что рельефы имеют относительно хорошую сохранность (учитывая их многовековое пребывание под открытым небом), однако многое разрушено действием ветров и вод, а также искателями сокровищ, якобы спрятанных в этих таинственных скалах.

1.Durugönül, Ozaner 1992: S. 529-530
2. Sahin 2012: P. 65

Durugönül S., Ozaner S. Adamkayalar (Kilikia) Kabartmalarının Arkeolojik ve Morfolojik Değerlendirilmesi ve Korunmasına İlişkin Öneriler // AST 1, 1992, S. 527-546

Sahin H. Is the Temple at Korykion Antron Dedicated to Zeus? // Adalya, 15, 2012, P. 65-79