Памфилия

СИДА

14/XI/2020

  • Арина Корзун

По свидетельствам античных авторов древняя Сида в Памфилии была основана выходцами из эолийской Кимы (Scylax, perpl.101). Вероятно, эти события произошли в VII в. до н.э. Как свидетельствуют самые ранние надписи из Сиды III-II вв. до н. э., население говорило на неизвестном местном диалекте, не имевшем связи ни с греческим, ни финикийским языками. После смерти Александра Сида находилась сначала под властью Птолемеев (305-200 гг. до н.э.), затем Селевкидов (200-188 гг. до н.э.), пока в 188 г. до н.э. не была завоевана Римом. От эллинистического времени здесь сохранились только фрагменты театра, закрытые новыми конструкциями эпохи Империи. Именно к этому периоду относятся основные памятники, которые доводится увидеть путешественнику.


Рельефы нимфея

II в. н.э.

Фото: Катя Михайлова

Нимфей в Сиде

II в. н.э

Фото: Катя Михайлова


Исследование Сиды обычно начинается с северной части города и римского нимфея, расположенного за городскими стенами напротив северных ворот. Строительство нимфеев на территории Сиды стало возможным после появления во II в. внушительного акведука. Размещенный перед просторным двором нимфей представлял собой трехъярусную конструкцию, выполненную в коринфском ордере. Композиция фасада включала три перекрытые конхами экседры, поднимавшиеся на высоту двух ярусов. Потоки воды, стекавшие из них, наполняли прямоугольный бассейн внизу. Нимфей был богато декорирован круглой скульптурой. Сохранились также фрагменты скульптурного фриза, размещенного на парапете по периметру бассейна. Большинство сюжетов фриза связано с миром морских божеств. На этом фоне неожиданно появление здесь темы наказания Иксиона – известного гибриста, обреченного Зевсом быть привязанным к вечно вращающемуся огненному кольцу (рельеф хранится в музее Сиды).


Рельеф с наказанием Иксиона

Археологический музей Сиды

Нимфей –
(греч. nυμφαῖον) изначально святилище нимф, как правило в гроте с источником. Впоследствии архитектурно оформленный источник воды.
Эолида –
исторический регион на западе Малой Азии, область расселения греков-эолийцев.
Коринфский ордер –
один из трех архитектурных ордеров в античности, возникший на базе ионического. В нем используется характерная растительная капитель (верхняя часть колонны), украшенная листьями аканфа.
Конха –
(греч. κόγχη – раковина) перекрытие в виде полукупола.
Экседра (др. греч. έξέδρα – место, сидение снаружи) –
полукруглое/прямоугольное помещение или ниша.
Гибрист –
человек, одержимый гордыней (гибрисом или хюбрисом, от др. греч. ὕβρις).
От нимфея начиналась протяженная улица с колоннадой, пересекающая весь город. В дни местного религиозного фестиваля Эпибатериос (έπιβατήριος) в честь Аполлона и Афины по ней двигалась процессия. Конечной точкой пути была гавань, где находились храмы этих божеств.

Мы тоже проследуем этой дорогой, но окажемся прежде на римской агоре, возле храма Тюхи [1]. Частично реконструированный храм представляет собой толос. Как и сама агора, он был построен во II в. Поставленный на овальную платформу, круглый в плане наос был окружен двенадцатью колоннами коринфского ордера. Толос имеет специфические приземистые пропорции колоннады и тяжеловатый антаблемент, но эти «недостатки» компенсируются обилием, разнообразием и утонченностью резного декора.

Антаблемент –
один их трех основных элементов ордера, расположенный над опорой (снизу вверх: стереобат, колонна, антаблемент). Представляет собой горизонтальное перекрытие и делится на три части: архитрав, фриз, карниз.
Наос –
центральная часть древнегреческого храма.
Толос –
(греч. θόλος) в классической Греции круглый в плане храм, обнесенный колоннадой. Толосами также называют микенские погребальные сооружения круглой формы

Толос и Агора

II в. н.э.



В западной части, с другой стороны агоры, были устроены термы
и гимнасий. Частично реконструирован просторный холл, фланкированный с двух сторон залами неясного назначения. Внутренняя стена холла имела двухъярусную конструкцию с эдикулами, внутри которых размещались статуи императора и знатных эвергетов города. Эти статуи нам удалось увидеть в хранилище археологического музея (интересно что их головы были заменены III в. портретами новых донаторов).

Гимнасий (греч. γυμνάς – «обнажённый», γυμνασία, упражнение, практическое учение) –
изначально место атлетической подготовки мужчин. Впоследствии – образовательное учреждение, где преподавались разные дисциплины, в том числе философия.
Эвергет –
(др. греч. εὐεργέτης) благодетель, состоятельный гражданин -аристократ, выделявший средства на нужды города или общины.
Термы –
общественные бани в древнем Риме.
Эдикула
(уменьшит. от лат. aedis — дом, храм) архитектурно оформленная ниша, декоративная или культовая, как правило предназначенная для статуи.

Агора соседствовала с комплексом театра. Выстроенный предположительно в эллинистическое время, театр подвергся перестройке во второй половине II в. Кавея имела полукруглую форму, ее высота была равна высоте здания скены (summa cavea покоилась на субструкциях). В IV в., когда театр переоборудовали для проведения гладиаторских боев, орхестра была огорожена полутораметровым парапетом. Scaenae frons имела три яруса. В каждом ярусе были устроены экседры, своды которых украшались кессонами с фигуративными изображениями Афины, Аполлона, Диониса, Артемиды, Кибелы, Деметры, Муз (большинство из них можно найти среди фрагментов скены, лежащих на территории агоры). В здании скены было пять проемов, через центральный, самый широкий, можно было попасть на орхестру. Сохранились фрагменты декорации, датированные II в. Это части архитрава с изображением театральных масок и скульптурный фриз подиума скены c изображением сцен из жизни Диониса: рождение из бедра Зевса, купание младенца-Диониса нимфами, нахождение Ариадны, возвращение Гефеста на Олимп (подобный цикл можно увидеть в театре соседнего города Памфилии – Перге). В цикл включены также сцены гигантомахии с участием других богов: Артемиды, Афродиты, Ареса [2]. В собрании археологического музея города выставлены некоторые статуи из театра (Аполлона, Трех Граций).

Кавея –
(лат. мн. Caveae) полукруглое пространство в римском театре с ярусами сидений, предназначенное для размещения зрителей.
Эллинизм –
период в истории древнего Средиземноморья, охарактеризованный широким распространением греческой (эллинской) культуры после походов Александра Македонского. Хронологически охватывает время с 334 г. до н.э. по 30 г. до н.э. (падение последнего крупного эллинистического государства – Египта).
Scaenae frons –
декоративный фасад римской скены (сцены), обращенный в сторону кавеи, мог иметь от одного до трех ярусов колонн и скульптурную декорацию.
Скена –
часть античного театрального здания, замыкающая полукруглую или подковообразную кавею. В греческих театрах, как правило, было небольшой деревянной конструкцией. В древнем Риме обрела монументальные формы.
Орхестра –
(др.-греч. ὀρχήστρα, от др.-греч. ὀρχέομαι — «танцевать») круглая (затем полукруглая) площадка в античном театре для выступлений актёров, хора и музыкантов.
Summa cavea
верхние ряды кавеи, предназначенные для бедных слоев населения и женщин.
Кессон –
(фр. caisson – ящик) элемент декорации перекрытия, углубление-ячейка, квадратной прямоугольной, ромбовидной и др. форм. Кессоны часто имели внутри пластическую или живописную декорацию.
Архитрав –
(др. греч. ἀρχι, «архи», над-, главный) нижняя часть антаблемента, которая опирается на капители колонны.

Театр Сиде и его скульптурная декорация

II в. до н.э.

Фото: Катя Михайлова


Mansel A. Die Ruinen von Side, 1963, 109–113
На самой окраине города - финальной точке процессиальной дороги, путника ожидает храм Аполлона, покровителя Сиды (изображения Аполлона, сидящего напротив своего храма встречаются на монетах города). Построенный во II в. периптер был окружен колоннадой коринфского ордера (11х6 колонн), установленных на стилобате размером примерно 16x30 м. Особенность этого

Периптер –
(др. греч. περίπτερος: περί – вокруг, πτερόν – крыло, боковая колоннада) прямоугольное в плане здание (храм), окружённое со всех сторон колоннами.
Стилобат –
(др. греч. στυλοβάτηςστῦλος – столб, подпора, колонна, βαίνω — "ступаю") основание (плита), на которую опирались ("наступали") колонны здания.
храма – фриз, декорированный ликами горгон, напоминающими театральные маски. Совсем недалеко от храма Аполлона видны руины хуже сохранившегося храма Афины, воздвигнутого также во II в. Периптер коринфского ордера был немногим больше своего соседа (стилобат 18х35 м, 13х6 колонн). Внешний вид здания можно воссоздать по монетам с изображением Афины, держащей в руках модель своего храма. За храмами Аполлона и Афины отчетливо видны фрагменты трехнефной базилики V в. Здание было возведено на фундаменте древних храмов, а затем заброшено по неизвестным причинам. В нефе базилики в VIII - IX вв. построили небольшую церковь, которая сохранилась до наших времен в довольно хорошем состоянии.
Неф –
(лат. navis – корабль) продольный проход в здании, ограниченный с двух или одной сторон рядом колонн.
Базилика –
прямоугольное в плане здание, в Древнем Риме служившее для административных и культовых целей. В IV-VI вв. базилика стала основным типом раннехристианского храма.

1. Mansel A. Die Ruinen von Side. 1963. P. 102–105
2. Alanyali H. Side Tiyatrosunda Yeni Yaptlan Arastirmalar lsiginda Scaenae Frons Kaset Kabartmalari ve Dionysos Frizi. 2007. P. 84–91