Киликия

Имбриогон

16/XI/2020

  • Светлана Анохина

Имбриогон (Imbriogon) – поселение римского времени в провинции Мерсин (Mersin) на юге Турции, ныне называемое Демирджили (Demircili). Там, на каменистом склоне, чуть поодаль от дороги, ведущей из Селевкии в Диоцезарею, сохранились четыре монументальные римские гробницы. Имбриогон был местом, где владели землёй состоятельные жители Селевкии, впоследствии здесь погребённые. Остатков структур более поздних времён в этом районе не обнаружено, видимо, вскоре после смерти местных землевладельцев он по какой-то причине был покинут людьми. Сегодня это место не выглядит пустынным, холм окружают дома новых жителей, однако гробницы заброшены и никак не охраняются. Поэтому ничто не мешает подобраться к ним вплотную и любоваться открывающимися оттуда видами на окрестности.

Все четыре сохранившиеся гробницы относятся к типу «temple tombs» (гробниц-храмов): колонные портики в сочетании с треугольными фронтонами действительно делают их похожими на небольшие храмы-простили.

Южная гробница, имеющая более простой пронаос (зону входа) без колонн, не менее внушительна. Функцию ордерных элементов берут на себя массивные коринфские пилястры, украшающие анты.

Восточная и Южная гробницы – одноэтажные, Западная и Северная – двухэтажные, причём их портики устроены с соблюдением иерархии ордеров: капители колонн нижнего яруса – ионические, а верхнего – коринфские. Замечательный резной декор с растительным орнаментом на фризах и карнизах парных гробниц и перекликающиеся с ним завитки аканфа на капителях выглядят особенно тонко на фоне мощных каменных блоков стен и монументальной черепицы кровель. Обращают на себя внимание и такие детали, как водостоки в виде львиных масок и погрудные скульптурные изображения двух фигур в тимпане фронтона Западной гробницы.

Внутри Западной гробницы, на втором ярусе, до сих пор стоит саркофаг со львами на крышке (ещё в Греции львы украшали надгробия как стражи покоя усопших), а также с надписью и фигуративными рельефами на передней стенке. Надпись сохранилась не полностью, но можно различить имена погребённых – Менодот и Тедиан. Сообщается, что это любящие друг друга братья, а гробница, вероятно, была воздвигнута по заказу их жён. Последние слова надписи содержат запрет кому-либо открывать этот саркофаг. Кроме надписей, на стенке саркофага опознаются речные божества. Их можно идентифицировать по устойчивой иконографии – они изображаются возлежащими юношами или старцами, причём не только в рельефе, но и в круглой скульптуре. В мифологических сюжетных циклах персонификации рек обычно дают отсылку к конкретной местности, являются своего рода «персонифицированным» пейзажем. Возможно, такова их роль и в декоре саркофага – они могут указывать на место рождения или смерти погребённых. Между речными божествами помещены портреты умерших – подобные изображения можно встретить на многих погребальных памятниках римского времени. Объект по центру трактуется неоднозначно, по всей видимости, это корзина, которая может иметь разное содержимое – фрукты, цветы или пряжу. Фрукты или цветы являются погребальными дарами, а пряжу можно считать отсылкой к женскому миру или к теме жизни как нити, которую плетут богини судьбы Парки.

Датировка этих памятников дискуссионна, большинство исследователей относят их ко II – III векам н.э., но иногда предлагается и более узкий период – вторая половина II – начало III века н.э. Распространение гробниц такого типа принято связывать с изменениями в погребальной обрядности (а именно, с постепенным переходом от кремации к погребению в саркофагах) и общей романизацией региона, начиная с конца I века, которая сопровождалась появлением масштабных и амбициозных архитектурных проектов.



Простиль –
Один из типов древнегреческих и римских храмов. Имеет колоннаду на одном из фасадов.