Архаические саркофаги-ванны из некрополя Клазомен

  • Мария Ненахова

Древнегреческое слово саркофаг (σαρκοφάγος) переводится как «пожирающий плоть» (σάρξ – плоть, φαγεῖν – поедать) – нечто, что поглощает тело. Всем хорошо известны египетские саркофаги, в том числе, антропоиды, повторяющие очертания человеческой фигуры. Однако и в античной Греции использовались саркофаги, начиная с VII в. до н.э., наряду с другими ёмкостями для вмещения тела или праха умершего (например, с сосудами). В период ранней архаики в греческих некрополях появляются деревянные, каменные и керамические ящики, которые мы называем саркофагами.



Антропоиды (антропоидные
саркофаги) –
саркофаги, по форме повторяющие очертания человеческого тела.
Ранняя архаика –
один из этапов развития искусства Древней Греции. Архаический период, охватывающий временной отрезок от начала VII до начала V в. до н.э., принято разделять на раннюю (начало VII – 570 г. до н.э.), зрелую (570 г. до н.э. – 525 г. до н.э.) и позднюю (525 – 490 гг. до н.э.) архаику.

Конфигурации и размеры саркофагов, а также их оформление были различны – от простейших, недекорированных ящиков, до великолепных, сделанных из мрамора, украшенных скульптурой и даже воспроизводящих облик храма. Поскольку обряд погребения для древних был значимой частью перехода в загробный мир, то и конфигурация, и декоративное оформление саркофагов заключали в себе важный, обусловленный загробными верованиями смысловой код, разгадка которого представляет проблему для исследователей. Об одной из таких головоломок пойдет речь в данном исследовании.


В ХХ в. турецкие археологи обнаружили на территориях восточногреческих полисов Клазомены и Старая Смирна (современная Турция) керамические ванны, датируемые VII–VI вв. до н.э. Схожие между собой ванны были найдены как в жилых кварталах, так и на территории некрополей [1]. Зачем понадобилось древним грекам использовать для захоронений ванны или делать саркофаги в форме ванн? Попробуем предложить свое объяснение этому феномену.

Клазомены –
греческий полис на побережье Малой Азии, основан греками-ионийцами ориентировочно в X в. до н.э. Расцвет города приходится на VII-VI вв. до н.э. Значительный центр производства североионийской керамики.
Старая Смирна –
эолийский, а затем ионийский полис на побережье Малой Азии. Процветал в VII-VI вв. до н.э., пережил второй «золотой век» в римский период (Новая Смирна).

В Клазоменах ванн-саркофагов в хорошем состоянии было найдено не так много, всего пять [2]. Они несколько различаются между собой [3], однако в целом у них много общего: форма ванны, у которой одна торцевая часть округлая и приподнятая, другая – прямоугольная, наличие на дне углубления и отверстия для слива. В таких ваннах, накрытых грубо обработанными каменными плитами, были найдены останки (в т.ч. детские). Аналогичные находки в других локациях тоже известны. Например, саркофаг-ванна VI в. до н.э. с останками девушки-подростка (№59) из некрополя Истрии Бент (современная Румыния) – милетской колонии, основанной в конце VII в до н.э. на территории древней Фракии [4]. Погребения сопровождались игральными костями (астрагалами, др. гр. ἀστράγᾰλος), керамическими чашами и парфюмерными флаконами. Керамика – распространенный погребальный «дар». Игральные кости использовались не только для развлечения, но и в качестве предметов для гадания и предсказания (астрагаломантии, др. гр. ἀστραγαλομαντεία). Считается, что астрагалы помещались чаще всего в детских захоронениях, возможно, напоминая о случайности и непредсказуемости смерти [5].

Милет –
один из крупнейших ионийских полисов, расположенный на западном побережье Малой Азии, активно выводивший колонии в Причерноморье.
Фракия –
исторический регион на Балканском полуострове, включавший части территорий современных Болгарии, Греции и Турции.

Однако, как уже было сказано, ванны использовались не только в погребальных целях: хорошо сохранившаяся ванна была найдена в Старой Смирне (соседний с Клазоменами город), в небольшом помещении, расположенном рядом с мегароном [6]. Она идентична найденным в некрополях Клазомен. И хотя в черте города ванна хорошей сохранности была найдена всего одна, небольшие кусочки рельефной керамики в Клазоменах и Смирне также могут принадлежать несохранившимся ваннам [7].

Добавим к этому свидетельства о связи ванн с храмовыми комплексами. Ванна из паросского мрамора была обнаружена в святилище Геры на Самосе. Считается, что здесь, в VII в до н.э. статую Геры «омывали» во время праздника в честь богини [8]. Как сообщает Павсаний (Х, 34, 8), в святилище богини Афины Кранеи в Элатее (Ελάτεια) в Фокиде стояли специальные ванны (αἱ ἀσάμινθοι) для омовения отрока, на которого сроком на пять лет возлагались обязанности жреца.


Итак, археологически зафиксировано использование ванн в древнегреческих полисах в погребальном контексте и вне его, однако мы не знаем, как эти контексты связаны между собой. Использовались ли одни и те же ли ванны для домашних нужд, а потом – для захоронений? Понималась ли ванна домашняя, культовая и погребальная как один и тот же объект?

Паросский мрамор –
мелкозернистый твердый мрамор, добывавшийся на греческом острове Парос, высоко ценившийся за красивый цвет и фактуру. Такие известные памятники, как Венера Милосская и Ника Самофракийская выполнены из этого камня.
Святилище Геры на Самосе –
одно из древнейших и наиболее влиятельных ионийских святилищ на греческом острове Самос, посвященных верховной богине эллинского пантеона и супруге Зевса – Гере.
Святилище Афины Кранеи (Αθηνά Κραναία) –
святилище с дорическим храмом, о котором говорит Павсаний (X, 34, 7), археологически известно и находится на отрогах горы Калидромос (совр. Фтиотида). Сам эпитет Κραναία (близкий Ἀκρία) обычно интерпретируют как «богиня вершин, твердынь, скал» (κρᾰνᾰόϛ - утесистый, каменистый, твердый).
Фокида –
один из центральных регионов Древней Греции. Здесь находилось знаменитое панэллинское святилище Аполлона в Дельфах.

В поисках ответов следует обратиться к более отдаленному прошлому. Британский исследователь Джон Мануэль Кук полагал, что находки в Ионии периода архаики говорят о возрождении минойско-микенской «дворцовой» традиции купания в ваннах [9]. Вслед за ним и другими исследователями мы тоже проследим истоки данного явления в традициях эпохи бронзы [10]. Тем более, что связь между крито-микенской культурой и западным побережьем Малой Азии – будущими ионийскими территориями – существовала. Это показывают находки минойской керамики [11]. В колофонском святилище Аполлона в Кларосе были найдены микенские глиняные вотивные статуэтки типа Ψ и Φ [12]. Античная традиция тоже сохранила отголоски этих контактов. Так, Павсаний (7.1–3) рассказывает, что город Колофон принадлежал критянам, а его жители основали Клазомены.

Святилище Аполлона в Кларосе –
одно из важнейших святилищ Аполлона, расположенное на территории, подконтрольной ионийскому полису Колофону (Малая Азия). Здесь давались прорицания наряду с оракулами в Дельфах и Дидимах.
Павсаний –
древнегреческий писатель, живший в эпоху Империи (II век), автор знаменитого «путеводителя» по Древней Греции «Описание Эллады».

В рамках минойской и микенской культур можно говорить о двух аспектах использования ванны. Первый — это погребальные ларнаки-ванны, получившие наибольшее распространение в постдворцовый период на Крите; в микенской Греции подобных захоронений значительно меньше [13]. Однако эти погребальные емкости не похожи на более поздние ионийские саркофаги-ванны – их отличает форма, роспись на внешних и внутренних поверхностях, наличие ручек, отсутствие сливного отверстия и углубления на дне. Зато ионийские ванны имеют гораздо больше общего с формами ванн, обнаруженных на территории кносского комплекса [14], а также микенских дворцов: во дворце Нестора в Пилосе и во дворце в Тиринфе [15], во дворце в Канакии на острове Саламин [16]. В каждом из этих комплексов была обнаружена единственная ванна, установленная в отдельной комнате, как это было и в Старой Смирне [17]. Присутствие в доме/дворце ванной и специальной комнаты связывают с высоким статусом владельца. Наличие только одной ванной небольшого размера может говорить о том, что омовение было индивидуальным, не предполагало участия нескольких одинаковых по рангу людей (слуги могли присутствовать и ассистировать).

Дворец Нестора в Пилосе –
внушительный дворцовый комплекс II-го тыс. до н.э., обнаруженный на Пелопоннесе. Получил условное название в честь легендарного царя Пилоса – Нестора, упомянутого в «Илиаде» и «Одиссее».
Дворец в Тиринфе –
обширный комплекс помещений микенского времени (II-го тыс. до н.э.), обнаруженный в Тиринфе на Пелопоннесе.
Дворец в Канакии —
комплекс помещений микенского периода (II тыс. до н.э.), обнаруженный в близ деревни Канакия на острове Саламин (Греция). Так же, как дворцы в Пилосе и Микенах, его связывают с легендарной личностью – Аяксом Теламонидом, героем «Илиады».
Саламин –
греческий остров недалеко от Афин. При Саламине в 480 г. до н.э. произошла одна из знаменитых морских битв античности, в которой греки одержали победу над персами.

Отголоски этой традиции слышны и в гомеровском эпосе. В «Одиссее» описывается, как герои принимают ванну. Для обозначения «ванны» Гомер использует слово ᾀσάμινθος, которое, как убедительно показал Стив Рис, уже во времена Гомера было архаизмом [18]. Древнее происхождение слова ᾀσάμινθος подтверждает печать из кносского дворца, на которой последовательность знаков a-sa-mi-to может соответствовать греческому ᾀσάμινθος («ванна»). Рис отмечает, что это «микенское слово» обозначало определенный тип сосудов из микенских дворцов [19], правда затрудняется определить, какой именно. Можно предположить, что обычай купания в ванне играл важную роль в дворцовой культуре II тыс. до н.э., и память о нем сохранилась в устной традиции и затем была зафиксирована письменно в греческом эпосе.


У Гомера обряд омовения в ванной проходят герои-путешественники – Одиссей и его сын Телемах, а также отец Одиссея Лаэрт. Описание процесса купания в ванне имеет «формульный» характер и повторяется несколько раз практически слово в слово. Приведем лишь один из примеров:

Нестора младшая дочь, Нелеева славного сына,
Вымывши, маслом блестящим она ему тело натерла,
Плечи же гостя одела прекрасным плащом и хитоном.
Видом подобный бессмертным богам, из ванны он вышел
И, подойдя, возле Нестора сел, владыки народов.

Hom. Od. III, 465–469, пер. В.В. Вересаева

Νέστορος ὁπλοτάτη θυγάτηρ Νηληιάδαο.
αὐτὰρ ἐπεὶ λοῦσέν τε καὶ ἔχρισεν λίπ᾽ ἐλαίῳ,
ἀμφὶ δέ μιν φᾶρος καλὸν βάλεν ἠδὲ χιτῶνα,
ἔκ ῥ᾽ ἀσαμίνθου βῆ δέμας ἀθανάτοισιν ὁμοῖος·
πὰρ δ᾽ ὅ γε Νέστορ᾽ ἰὼν κατ᾽ ἄρ᾽ ἕζετο, ποιμένα λαῶν.

Hom. Od. III, 465–469


Можно проследить определенную схему развития событий, в которую включен обряд купания: долгое путешествие (как правило), прибытие в некое благоприятное для героя место (дворец), купание в ванне при содействии служанок или царевен, а иногда ассистировала и сама богиня Афина. После омовения герой обязательно умащается маслом, облекается в красивые одежды и прибывает на пир. После принятия ванны герой всегда преображался, на него смотрят с восхищением. Телемах «видом подобный бессмертным богам, из ванны он вышел/ ἔκ ῥ᾽ ἀσαμίνθου βῆ δέμας ἀθανάτοισιν ὁμοῖος·» (Hom. Od. III. 468, пер. В.В. Вересаева). Одиссей: «так засияли красой голова Одиссея и плечи. Видом подобный бессмертным богам, из ванны он вышел // ἐκ δ᾽ ἀσαμίνθου βῆ δέμας ἀθανάτοισιν ὁμοῖος·» (Hom. Od. XXIII.163)

Килик со сценой омовения атлетов

Мастер Кодра

Аттика

Ок. 430 г. до н.э.

Британский музей Фото:https://www.britishmuseum.org/collection/object/G_1869-0205-3

Последнее преображение происходит и с Лаэртом, отцом Одиссея – из старца в неопрятной одежде он превращается снова в героя: «Вышел из ванны Лаэрт. Увидавши его, изумился / Сын, — до того был похож на бессмертного бога он видом / ὡς ἴδεν ἀθανάτοισι θεοῖς ἐναλίγκιον ἄντην·» (XXIV, 370).


Если все приведённое выше переложить на погребальный контекст, то можно допустить следующую аналогию: завершая жизненный путь, усопший символически приходит через обряд омовения/очищения, чтобы, преобразившись, «подобно богу», проследовать на загробный пир. Если наша интерпретация верна, то в древних Клазоменах в традиции погребения в саркофагах-ваннах отразились идеи обновления после смерти, возрождения героя в расцвете сил через обряд очищения, и именно поэтому в качестве саркофагов использовались ванны, а среди погребальных даров появлялись парфюмерные флаконы, указывающие на мотив умащения.

Однако, в начале VI в до н.э. по неизвестным причинам традиция захоронения в ваннах-саркофагах уступила место обряду погребения в расписных терракотовых саркофагах прямоугольной или трапециевидной формы. Это явление, хотя и преимущественно локальное, приобрело значительно больший размах и по количеству саркофагов, и по продолжительности их использования. Примечательно, что чернофигурная декорация саркофагов в смысловом отношении перекликаются (а иногда и прямо отображает) мотивы гомеровского эпоса. Но тема ритуального купания в ваннах больше не встречается.


1. Cook 1969, Cevizoğlu 2008, Cevizoğlu 2015 и другие публикации.
2. Ванна №2 указана как пропавшая на данный момент, ванна №3 обозначена как предположительно найденная в Клазоменах. Ванна под №5 – не из некрополя, а найдена на территории города Старой Смирны, поэтому мы ее (в отличие от автора) в перечне не указываем: Cevizoğlu 2015: P. 67-68.
3. Cevizoğlu 2008, Cevizoğlu 2015, Erginer, Foça 2020.
4. Teleaga, Zirra 2003: P. 22-23
5. Freydank 2000: P. 119
6. Akurgal 1961: P. 184-185
7. Cevizoğlu 2004: P. 191
8. Cevizoğlu 2008: P. 295
9. Cook 1959: P. 36
10. Cevizoğlu 2015: P. 65
11. Хотя непосредственное существование минойских поселений на территории Ионии в Малой Азии сейчас оспаривается.
12. Şahin 2014: P. 15
13. Dietrich 1997: P. 21
14. Cook 1959: P. 33
15. Shaw 2012: P. 566
16. https://chronique.efa.gr/?kroute=report&id=4601
17. Южнее кносского дворца А. Эванс обнаружил отдельно стоящее здание, на восток от которого были найдены «сидячие» ванны и их фрагменты периода Новых дворцов. Ученые предполагают, что их использовали для ритуального очищения перед входом во дворец (Shaw 2012: P. 568).
18. Reece 2002: P. 703
19. Reece 2002: P. 706

Akurgal E. Die Kunst Anatoliens von Homer bis Alexander. Berlin, 1961 – p.

Ashton Richard H.J. Astragaloi on Greek Coins of Asia Minor. Archimède : archéologie et histoire ancienne, UMR7044 - Archimède, 2019, pp.113-126.

Cevizoglu H. Ionia da Arinma Gerecleri Louterion, Perirrhanterion, Asamynthos / Pyelos // İ. Delemen, S. Çokay-Kepçe, A. Özdizbay and Ö. Turak (eds.), Euergetes. Festschrift für Prof. Dr. Haluk Abbasoğlu zum 65. Geburtstag, 2008, Antalya, 295–297.

Cevizoğlu H. Klazomenian sarcophagus or bathtube? The use of bathtubes in burial contexts// Keramos. Ceramics: A cultural approach. Proceedings of the First International Conference at Ege University. May 9-13, 2011, İzmir. Edited by R. Gül Gürtekin-Demir, Hüseyin Cevizoğlu, Yasemin Polat and Gürcan Polat. 2015 – pp.61-72

Cook, J. M. Bath-Tubs in Ancient Greece// Greece and Rome 6.1, 1959 – pp. 31–41.

Erginer G.E., Foça S. Klazomenai Ağaçlı Yol Nekropolisi’nden Bir Grup Mezar: Tipolojisi ve Buluntuları. ARKEOLOJİ VE SANAT | 163: OCAK-NİSAN 2020 pp 69-86

Freydank J. Die Westtor-Nekropole von Assos in klassischer und hellenistischer Zeit/ Inaugural-Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades eines Doktors der Philosophie der Universität Mannheim – Mannheim, 2000 – 305p.

Moretti J.‑Ch., Bresch N., Bonora I., Laroche D., Riss O. Le temple d’Apollon et le fonctionnement de l’oracle// Le sanctuaire de Claros et son oracle. Actes du colloque international de Lyon, 13-14 janvier 2012 / Jean‑C harles Moretti (éd.), avec la collab. de Liliane Rabatel – Lyon, Maison de l’Orient et de la Méditerranée – Jean Pouilloux, 2014.

Reece S.The Homeric Ἀσάμινθος: Stirring the Waters of the Mycenaean Bath// Mnemosyne, Fourth Series, Vol. 55, Fasc. 6 (2002), pp. 703-708

Robinson David M. The Residential Districts and the Cemeteries at Olynthos// American Journal of Archaeology. Vol. 36, No. 2 (Apr. - Jun., 1932), pp. 118-138
Şahin N. Claros Les Campagnes de 2010 et 2011 à Claros. Nouveaux apports// Le sanctuaire de Claros et son oracle. Actes du colloque international de Lyon, 13-14 janvier 2012 / Jean‑C harles Moretti (éd.), avec la collab. de Liliane Rabatel – Lyon, Maison de l’Orient et de la Méditerranée – Jean Pouilloux, 2014. - 13-19pp.

Shaw J. W. Bathing at the Mycenaean Palace of Tiryns//American Journal of Archaeology, Vol. 116, No. 4 (October 2012), pp. 555-571

Teleaga, E., Zirra, V. Die Necropole des 6.–1. Jhs. V. Chr. von Istria Bent bei Histria. Archäologische Untersuchungen zur Bevölkerung in der westlichen Schwarzmeerregion, Leidorf. – 2003 – 200 p.