Новости

Библиотека Химеры: «В погоне за Афродитой»

Химера рекомендует
Пока Надежда Налимова сидела с кроликом на даче и читала Апулея и Вергилия, я коротал время в залах ожидания – в миграционной службе, в «Моих документах», в аэропортах… Мое чтиво соответствовало интернациональной, техногенной, современной, и несколько напряженной обстановке. Я взялся за «В погоне за Афродитой» Дж. Фелча и Р. Фраммолино (2011). Это крутое криминальное расследование, настоящий триллер со скандалами и интригами, не оставляющий равнодушным никого, кто интересуется античностью.
Полное название книги звучит так: “Chasing Aphrodite. The Hunt for Looted Antiquities at the World’s Richest Museum”, то есть «В погоне за Афродитой. Охота на нелегальные артефакты в самом богатом музее мира».
Самый богатый музей – это Гетти в США. После смерти основателя, магната Ж. Пола Гетти, музей стал наследником огромного состояния. Это позволило кураторам закупать шедевры мирового искусства, в том числе древности. Откуда берутся огромные собрания видных европейских музеев? В их основе лежат королевские и дворянские коллекции и предметы, приобретенные еще в XVIII-XIX вв., или полученные из раскопок. Музеи США же, основанные уже в совсем другое время и при других обстоятельствах, не имели доступа к такому наследию. Они создавали и наполняли свои коллекции через рынок.
И тут появляется другая проблема – проблема провенанса. Огромная часть античных памятников, предлагаемых на международном антикварном рынке, лишена сведений о точном происхождении. Либо утверждается, что они «из старой семейной коллекции», либо просто придумывается некая история, подтверждающая, что предмет был вывезен из страны происхождения до вступления в силу международных соглашений или национальных законов о древностях. На самом же деле «черные копатели» продолжают орудовать во всех местах, переправляя награбленное контрабандой к торговцам антиквариатом, которые «отмывают» и перепродают коллекционерам и, иногда, напрямую музеям.
«Афродита», вынесенная в название книги – один из подобных случаев. Эта прекрасная статуя конца V века до н.э., предположительно, была найдена в Моргантине, древнем городе в Сицилии. Предположительно – потому что вследствие нелегальных раскопок уничтожается ценнейший археологический контекст. Статуя была приобретена музеем Гетти в 1987 году, но подозрение о ее нелегальном происхождении было всегда. В 2000-е годы это вылилось в длинное судебное разбирательство. В итоге в 2007 году статуя вернулась в Италию.
Но этот процесс репатриации был совсем не простым. Ведь это не частный вопрос, а системный. И вот эта система, где сплетаются институты культуры, финансовые интересы, расхитители гробниц, дельцы, коррупция, организованная преступность распутывается в этой книге.

Автор: Тамаш Кишбали