Новости

Колосс возвращается в «Долину храмов»

События
Храм Зевса Олимпийского в Акраганте (Агридженто, Сицилия) был воздвигнут после победы над Карфагеном при Гимере (480 г. до н.э.). Хотя строительство так и не было завершено, Полибий сообщает, что «украшением и размерами он превосходит храмы Греции» (9.27). Это был крупнейший греческий дорический храм, украшенный по периметру 8-метровыми статуями, так называемыми теламонами или атлантами. Это первое использование подобных фигур, позднее прочно вошедших в язык классической архитектуры.
Храм был сильно поврежден землетрясением, предположительно в VIII в. н.э. Но три гигантские фигуры атлантов простояли до 1401 года. Руинированные атланты навсегда вошли в память средневекового города, став его гербом, причем длинноволосая фигура атланта нередко воспринималась как женская, так она и изображается и описывается. Самое раннее изображение герба датируется 1529 годом, а эпиграмму на эти фигуры приводит Томмазо Фацелло:
«Вы единственные достойны поднимать вверх знамена сицилийцев,
Устремленные вверх трое собранных вместе гигантов.
<...>
Огромная, гигантская, она казалась всем божеством»

[Fazello T. De rebus siculis decades duae. Palermo, 1558. Pp. 127; 186]
Руины храма в течение долгого времени растаскивались местным населением, а «последний гвоздь в крышку гроба» Олимпейона как архитектурной конструкции вбил королевский указ 1749 года, разрешавший использовать блоки Олимпейона для строительства мола в Агридженто. Возможно, именно так в море попала плита, об обнаружении которой «Химера» недавно сообщала.
И тем не менее, размах конструкции был таков, что все блоки переиспользовать не удалось. Относительно скоро после строения мола начались исследования храма Зевса. Первые раскопки Олимпейона провели Бурбоны в 1804-1806 гг., а первую полноценную реконструкцию Олимпейона предложил в 1810-х гг. (независимо от авторов раскопок) британский архитектор Чарльз Кокерелл. Соратник и друг Кокерелла, Рафаэле Полити, – по преданию, документальных доказательств этому не обнаружено – собрал из фрагментов, обнаруженных в разных частях рухнувшей конструкции, статую теламона, которая ныне стоит в музее Акраганта.
На протяжении XX века в Олимпейоне проводились исследования разного масштаба, а в 2004 году группа Немецкого археологического института в Риме предприняла обширный проект по каталогизации всех сохранившихся на месте архитектурных фрагментов. Судя по количеству идентифицированных фрагментов (более 90!), в храме стояло как минимум восемь теламонов. Все эти элементы позволили реконструировать вторую статую, которую торжественно установили в «Долине храмов».

Таким образом, возвращение фигуры теламона в Агридженто – это не просто коммерческий ход, но еще и возвращение «гения места» городу.
Источники новости и иллюстраций:

  • https://www.thehistoryblog.com/archives/69606
  • https://www.theguardian.com/culture/2024/feb/29/long-buried-atlas-statue-raised-to-guard-temple-of-zeus-in-sicily-once-more
  • https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Atlantes_from_the_Temple_of_Zeus_in_the_Museo_archeologico_regionale_(Agrigento)
  • Broucke P. The Temple of Olympian Zeus at Agrigento. A Dissertation Presented to the Faculty of the Graduate School of Yale University in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy. Yale, 1996
  • Cockerell C. The Temple of Jupiter Olympius. / С. R. Cockerell // Supplement. to "The Antiquities of Athens" by James Stuart and Nicholas Revett. — London: Priestley And Weale, 1830. — P. 1-19.

Автор текста: Елизавета Бойко