Первого февраля, утром, в море неподалеку от Агридженто (Сан-Леоне, Италия) была обнаружена каменная плита с изображением скачущей лошади. Предположительно, это фрагмент мраморной декорации фронтона храма Зевса Олимпийского. Хотя плита покрыта слоем налета минерализировавшейся органики, археологи полагают, что ее материал — проконесский мрамор.
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-3531-4239-b862-323634656135/421932082_7937051361.jpg)
Размеры рельефа довольно впечатляющи — в ширину он превосходит 2 м, по высоте — 1,6 м, а его толщина равняется 0,35 м. Плита находилась приблизительно в 300 м от берега, на глубине 9 м. Она была известна уже давно, но на археологической карте была отмечена как «ванна». Это расплывчатое обозначение не удовлетворяло археологов, и в октябре 2022 года группа исследователей во главе с инженером Гаэтано Лино провела подводную расчистку и фотосъемку блока с последующим 3D-моделированием объекта. На модели ученые смогли увидеть лошадь. Археологи немедленно сообщили властям об открытии, и после двух неудачных попыток плиту удалось поднять на поверхность.
![](https://static.tildacdn.com/tild3132-3262-4534-b139-643834306630/422002288_7937050694.jpg)
Храм Зевса Олимпийского в Акраганте — один из наиболее ярких памятников Сицилии и Великой Греции. Построенный после победы над карфагенянами при Гимере 480 г. до н.э., он знаменит своими размерами (самая большая дорическая постройка Древней Греции), необычной планировкой и фигурами колоссальных теламонов, которые «поддерживали» антаблемент — это первый пример их употребления в античной архитектуре. Фрагменты теламонов, стоящих по периметру храма, экспонируются в музее Агридженто, но древний автор Диодор (XIII,82.1-4) сообщает еще и о фронтонных декорациях Олимпейона, изображавших гигантомахию и взятие Трои.
![](https://static.tildacdn.com/tild6538-6633-4364-b430-373933613533/Agrigente_2008_IMG_1.jpeg)
До сих пор о фронтонной декорации храма не было ничего известно. Единственные фрагменты фигуративной скульптуры, кроме теламонов, найденные вблизи храма, — это известняковая плита с изображением львиного хвоста, а также мраморный торс связанного или лежащего воина, известный как «Акрагантский всадник».
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-3736-4766-b061-613335303233/IMG20160315164754632.jpg)
Лошадь, изображенная на найденном рельефе – знаковый образ для греческого искусства, атрибут и спутник всадника-аристократа. Из-за размеров храма строительство затянулось, и, судя по всему, фронтон сооружался в 440-е годы до н.э. (Broucke, 1996. P. 324), тем не менее, его можно поставить в один ряд с батальным фризом еще одной «триумфальной» постройки – храмом Афины Ники на Афинском Акрополе (420-е годы до н.э.).
![](https://static.tildacdn.com/tild3337-3065-4030-a631-666664363261/Acropolis_Museum_Pen.jpg)
Будем с нетерпением ждать расчистки плиты и новых публикаций!
Источник новости:
Также на нашем портале:
Список литературы:
- Официальная страница некоммерческой организации "BCSicilia": https://www.facebook.com/associazionebcsicilia/posts/793705259458307
Также на нашем портале:
- Курс видеолекций «Искусство древнего мира: Восток и Античность», если хотите погрузиться глубже в искусство Месопотамии, Египта, греко-римского мира
Список литературы:
- Barbanera M. Il guerriero di Agrigento: una probabile scultura frontonale del Museo di Agrigento e alcune questioni di Archeologia «siceliota». Rome: L'Erma Di Bretschneider, 1995
- Broucke P. The Temple of Olympian Zeus at Agrigento. A Dissertation Presented to the Faculty of the Graduate School of Yale University in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy. Yale, 1996
Фотографии: © BCSicilia, Clemensfranz, Garry Todd (Wikipedia Commons)
Автор текста: Елизавета Бойко