Этот памятник, находящийся сегодня в парижском Лувре, происходит из Мари, древнего города-государства на реке Евфрат. Археологическое изучение Мари было начато в 1933 французской экспедицией под руководством Андре Парро (1901–1980). При раскопках одного из храмов города исследователи обнаружили большую группу статуэток и посвятительных предметов середины III тыс. до н.э. (так называемого раннединастического периода в истории древней Месопотамии).
Тело Эбих-Иля было найдено еще 20 января 1934 года, а голова чуть позже – 23 января 1934 года. Так что сегодняшний день мы можем считать датой полного «обретения» этой замечательной фигуры.
Памятник принадлежит группе так называемых «адорантов» – фигур молящихся. Благочестивые жители древней Месопотамии преподносили свое изображение в храмы в благодарность богам и в надежде на их дальнейшую поддержку и защиту. На правой лопатке фигуры располагается надпись. Подобные формулы часто встречаются на адорантах: они дают ясно понять, кто преподнес предмет («Эбих-Иль»), какую должность он или она занимает (nu.banda, инспектор или надзиратель), и какое божество является «адресатом» («Иштар», но смотрите комментарий в конце заметки).
Изображение выполнено из алебастра, с дополнительной инкрустацией. Высота предмета – 52,5 см, что, кстати, больше, чем у среднестатистического «адоранта». Размер и тщательность исполнения указывают на статус сановника и высокий уровень мастерства мариотских скульпторов.
Эбих-Иль изображен сидящим на плетенном троне. Он одет в каунакес – тяжелую шерстяную юбку, на которой мастера смоделировали отдельно каждую прядь. Руки сановника сложены на груди в молитвенном жесте. Тело трактовано мягко, пропорции натуралистичные. Голова выполнена изумительно. Крупные, широко раскрытые глаза с лазуритовыми зрачками сразу приковывают внимание зрителя. Брови были акцентированы темным битумом. Нижняя часть лица обрамлена бородой с симметрично, орнаментально уложенными прядями. На фоне часто типизированных, обобщенных «адорантов» лицо Эбих-Иля производит впечатление почти что портрета.
Именно в таком образе, отчасти индивидуально-узнаваемом, отчасти условно-вневременном восседал Эбих-Иль перед богами и посетителями храма. Святилище находилось не в центре города, а рядом с оборонительной стеной и западными воротами. Можно представить, что оно в определенном смысле защищало Мари и встречало гостей. В храме была представлена вся верхушка мариотского общества – были установлены изображения вельмож и правителей (напр. статуэтка царя Ишки-Мари, Национальный музей Алеппо), а также демонстрировались богато украшенные предметы, преподнесенные ими. Внимание заслуживают, например, фрагменты панно из лазурита и раковины (предмет, подобный знаменитому «Штандарту из Ура»).
Вопросы, разумеется, остаются. Не до конца ясно, какому именно божеству был посвящен этот храм. Обычно указывают, что статуэтка из «храма (богини) Иштар». Однако в надписях, как на плече Эбих-Иля, так и на других «носителях», имя божества записано сочетанием знаков «Инанна/Иштар» и «мужчина». Исследователи допускают, что речь о мужской ипостаси богини, важной для пантеона Мари. Недавно было также предложено новое чтение для имени изображенного человека – видимо, звали его не Эбих-Иль, а Индин-Иль.
Также на нашем портале:
Подборка материалов по теме новости:
Список литературы:
- Курс видеолекций «Искусство древнего мира: Восток и Античность», если хотите погрузиться глубже в искусство Месопотамии, Египта, греко-римского мира
Подборка материалов по теме новости:
- Находки из Мари в каталоге Лувра: https://collections.louvre.fr/recherche?limit=100&q=Mari+%3D+tell+Hariri
- Книга о находках экспедиции А. Парро в Мари (Parrot A. Mission archéologique de Mari. V. I: Le temple d’Ishtar. Paris, 1956): https://repo.library.stonybrook.edu/xmlui/handle/11 401/88 771
- Глава о Мари в каталоге выставки Art of the First Cities. The Third Millennium B.C. from the Mediterranean to the Indus. New York: Metropolitan Museum of Art, 2003. P. 135−164: https://www.metmuseum.org/art/metpublications/Art_of_the_First_Cities_The_Third_Millennium_BC_from_the_Mediterranean_to_the_Indus
- Реконструкции и фотоматериалы на сайте экспедиции в Мари: https://archeologie.culture.gouv.fr/mari/fr/mediatheque
Список литературы:
- Butterlin P. André Parrot et la découverte du temple d’Ishtar en perspective // Voués à Ishtar… / Eds. P. Butterlin, S. Cluzan. Beyruth: IFPO, 2014. P. 31−113.
- Cluzan S. Ištar-uš, Ninni-za.za and Gištarat: Three Temples for One Goddess in the Kingdom of Early Dynastic Mari. New Insights on the Interactions between Religious and Socio-Political Systems // Ancient Near Eastern Temple Inventories in the Third and Second Millennia BCE: Integrating Archaeological, Textual, and Visual Sources / Eds. J.M. Evans, E. Roßberger, P. Paoletti. Gladbeck: PeWe Verlag, 2019. P. 45−62.
- Marchesi G., Marchetti N. Royal Statuary of Early Dynastic Mesopotamia. Winona Lake: Eisenbrauns, 2011. P. 159, 184−185.
- Parrot A. Mission archéologique de Mari. V. I: Le temple d’Ishtar. Paris: Librairie Orientaliste Paul Geuthner, 1956. P. 70−71.
Фотографии: © Louvre, Ministère de la Culture / Musée d’Archéologie Nationale
Автор текста: Тамаш Кишбали