Новости

90 лет с открытия статуэтки Эбих-Иля

События
Этот памятник, находящийся сегодня в парижском Лувре, происходит из Мари, древнего города-государства на реке Евфрат. Археологическое изучение Мари было начато в 1933 французской экспедицией под руководством Андре Парро (1901–1980). При раскопках одного из храмов города исследователи обнаружили большую группу статуэток и посвятительных предметов середины III тыс. до н.э. (так называемого раннединастического периода в истории древней Месопотамии).
Тело Эбих-Иля было найдено еще 20 января 1934 года, а голова чуть позже – 23 января 1934 года. Так что сегодняшний день мы можем считать датой полного «обретения» этой замечательной фигуры.
Памятник принадлежит группе так называемых «адорантов» – фигур молящихся. Благочестивые жители древней Месопотамии преподносили свое изображение в храмы в благодарность богам и в надежде на их дальнейшую поддержку и защиту. На правой лопатке фигуры располагается надпись. Подобные формулы часто встречаются на адорантах: они дают ясно понять, кто преподнес предмет («Эбих-Иль»), какую должность он или она занимает (nu.banda, инспектор или надзиратель), и какое божество является «адресатом» («Иштар», но смотрите комментарий в конце заметки).
Изображение выполнено из алебастра, с дополнительной инкрустацией. Высота предмета – 52,5 см, что, кстати, больше, чем у среднестатистического «адоранта». Размер и тщательность исполнения указывают на статус сановника и высокий уровень мастерства мариотских скульпторов.
Эбих-Иль изображен сидящим на плетенном троне. Он одет в каунакес – тяжелую шерстяную юбку, на которой мастера смоделировали отдельно каждую прядь. Руки сановника сложены на груди в молитвенном жесте. Тело трактовано мягко, пропорции натуралистичные. Голова выполнена изумительно. Крупные, широко раскрытые глаза с лазуритовыми зрачками сразу приковывают внимание зрителя. Брови были акцентированы темным битумом. Нижняя часть лица обрамлена бородой с симметрично, орнаментально уложенными прядями. На фоне часто типизированных, обобщенных «адорантов» лицо Эбих-Иля производит впечатление почти что портрета.
Именно в таком образе, отчасти индивидуально-узнаваемом, отчасти условно-вневременном восседал Эбих-Иль перед богами и посетителями храма. Святилище находилось не в центре города, а рядом с оборонительной стеной и западными воротами. Можно представить, что оно в определенном смысле защищало Мари и встречало гостей. В храме была представлена вся верхушка мариотского общества – были установлены изображения вельмож и правителей (напр. статуэтка царя Ишки-Мари, Национальный музей Алеппо), а также демонстрировались богато украшенные предметы, преподнесенные ими. Внимание заслуживают, например, фрагменты панно из лазурита и раковины (предмет, подобный знаменитому «Штандарту из Ура»).
Вопросы, разумеется, остаются. Не до конца ясно, какому именно божеству был посвящен этот храм. Обычно указывают, что статуэтка из «храма (богини) Иштар». Однако в надписях, как на плече Эбих-Иля, так и на других «носителях», имя божества записано сочетанием знаков «Инанна/Иштар» и «мужчина». Исследователи допускают, что речь о мужской ипостаси богини, важной для пантеона Мари. Недавно было также предложено новое чтение для имени изображенного человека – видимо, звали его не Эбих-Иль, а Индин-Иль.

Также на нашем портале:

Подборка материалов по теме новости:

Список литературы:
  1. Butterlin P. André Parrot et la découverte du temple d’Ishtar en perspective // Voués à Ishtar… / Eds. P. Butterlin, S. Cluzan. Beyruth: IFPO, 2014. P. 31−113.
  2. Cluzan S. Ištar-uš, Ninni-za.za and Gištarat: Three Temples for One Goddess in the Kingdom of Early Dynastic Mari. New Insights on the Interactions between Religious and Socio-Political Systems // Ancient Near Eastern Temple Inventories in the Third and Second Millennia BCE: Integrating Archaeological, Textual, and Visual Sources / Eds. J.M. Evans, E. Roßberger, P. Paoletti. Gladbeck: PeWe Verlag, 2019. P. 45−62.
  3. Marchesi G., Marchetti N. Royal Statuary of Early Dynastic Mesopotamia. Winona Lake: Eisenbrauns, 2011. P. 159, 184−185.
  4. Parrot A. Mission archéologique de Mari. V. I: Le temple d’Ishtar. Paris: Librairie Orientaliste Paul Geuthner, 1956. P. 70−71.

Фотографии: © Louvre, Ministère de la Culture / Musée d’Archéologie Nationale

Автор текста: Тамаш Кишбали