Новости

В Помпеях найдена новая фреска

Находки
В Помпеях, в атриуме «Дома Леды», расчищена новая прекрасная фреска. Отдельные помещения этого небольшого, но богато украшенного особняка были открыты еще в ходе раскопок XVIII – начала XIX веков. Современные работы ведутся с целью окончательного прояснения плана дома, расчистки, укрепления и реставрации стенной живописи (в частности, росписи небольшого кубикула с изображением Леды и лебедя, давшей название дому, а также сцена с Нарциссом). Вновь открытая фреска представляет двух мифологических героев — Фрикса и Геллу.
Гелла и Фрикс – дети царя Орхомена Афаманта и нимфы Нефелы, сотворенной из облаков (ее имя Νεφέλη буквально означает «облако»). Их трагическая история изложена в «Мифологической библиотеке» Аполлодора. Дело в том, что после их рождения Афамант женился на Ино, которая ненавидела детей Нефелы и задумала хитрый план. Она вызвала неурожай в Беотии, а затем исказила дельфийское предсказание: якобы для прекращения засухи надо принести в жертву Геллу и Фрикса. В последний момент Нефела спасла своих детей; она отправила их на златорунном баране в Колхиду, «чтобы они на его спине перенеслись по поднебесью через земли и моря» (Apollod. I.9,1). Гелла погибла в пути, соскользнув в воды пролива, получившего ее имя — Геллеспонт, «море Геллы» (древнее название Дарданелл), а Фрикс нашел убежище у колхидского царя Ээта. Барана принесли в жертву… Так что этот сюжет является еще и прологом к истории знаменитого золотого руна.
Сцена с героями, распложенная в центре ярко-желтой панели стены, заключена в раму из широкой черной и тонкой белой полос. Эпизод, запечатленный на фреске, отражает самый трагичный момент мифа: Гелла тонет в морской пучине, волны бьются о ее лицо. Она протягивает руку Фриксу, словно прощаясь и уже не надеясь на спасение, желает брату благополучно добраться до Колхиды. Фрикс обнимет шею барана одной рукой, а другой придерживает развевающийся зеленый плащ. Герой полон горести: его рот скорбно приоткрыт, а печальные глаза смотрят в пустоту. Живописная поверхность очень плотная, но при этом живопись кажется легкой и нежной: золотые кудри волшебного овна и лицо Фрикса словно вылеплены быстрыми очерковыми мазками, создающими вибрирующее, почти импрессионистическое впечатление. Герои изображены на фоне лазурного моря, плавно переходящего в голубое «поднебесье». Таким образом вся сцена наполняется светом и воздухом, а Фрикс кажется летящим в невесомости.

Вы можете еще больше узнать об античной живописи из нашего курса «Ускользающая красота»!

Автор текста: София Бойко и редакция Химеры