Киликия

Монастырь Алахан

15/XI/2020

  • Ирина Савина,
    Надежда Налимова


Монастырь Алахан

«Христианские Дельфы»

В скале сотни пещер, в каждой из которых мрамор обработан так, что современный каменотес не столь искусен, чтобы прикоснуться к этим камням своей киркой. Людям того времени было дано зачаровывать скалы, они вырезали каждый камень так, как если бы это была резьба по дереву, превращая их в цветы и переплетения на греческий манер, столь изящные, что при виде их человек застывает в оцепенении. Такое место заслуживает, чтобы его посетить...

В этих строках, написанных три с половиной века назад турецким путешественником Эвлией Челеби (Evliya Çelebi), содержится первое упоминание о монастыре Алахан. Историческое название области, в которой он расположен – Исаврия (Ἰσαυρία). Римляне воспринимали ее как часть Горной Киликии или даже отождествляли с ней. В древности Исаврия имела не лучшую репутацию из-за пиратов, которые возводили здесь свои укрепленные цитадели. Римлянам, пришедшим сюда в I в. до н. э., не без труда и лишь частично удалось взять регион под контроль. Им приходилось вести настоящую войну с исаврийскими пиратами, преследовать их в труднодоступных горных крепостях.

С приходом римлян и появлением дорог через горные перевалы территория стала постепенно романизироваться, хотя проблемы с местным населением возникали на протяжении всей античности. В раннехристианскую эпоху, особенно со второй половины V века, в Исаврии повсюду наблюдается строительная активность, особенно в сфере церковного зодчества.

Еще в III в. до н.э. была основана Селевкия на Каликадне (нынешний Силифке) как, своего рода, столица региона. В Мериамлыке близ Селевкии находилась церковь св. Феклы – ученицы апостола Павла, – ставшая важным центром поломничества. Другим процветающим городом Исаврии был Клавдиополь, расположенный на плодородной равнине примерно в 65 км от Селевкии. Через него проходила дорога, ведущая от средиземноморского побережья, через перевал Сертавул, к Ларанде (Караман) и затем в Иконью (Конья) в центральной Анатолии. Это путь, которым проследовал Фридрих I Барбаросса во время Третьего крестового похода, после взятия Коньи, чтобы вскоре встретить свою смерть в водах Каликадна. Именно на этой оживленной дороге, по которой путешествовали императорские и церковные сановники, торговцы, ремесленники, паломники стоял монастырь Алахан.

История открытия всего комплекса связана с именем Майкла Гофа. Под его руководством Британским институтом в Анкаре была произведена серия раскопок в 50–70-е гг. XX века.

Расположенный на южном склоне горного хребта Тавра ансамбль из трех церквей последовательно развернут на длинной террасе на высоте 1200 метров над уровнем моря. Отсюда посетителям открывается впечатляющий вид на долину реки Каликадн (греч. Καλύκαδνος, совр. тур. Göksu) и окружающий ее горный ландшафт. Историк архитектуры и византинист Джордж Форсайт-младший назвал комплекс в Алахане «христианскими Дельфами», и это сравнение кажется вполне уместным. Действительно, вид на монастырские постройки, расположенные на скалистых террасах, напоминает знаменитое эллинское святилище.

Осмотр комплекса мы начали с западной его части, где в естественной пещере была устроена самая ранняя церковь. Перемещаясь в восточном направлении, мы оказались перед впечатляющим (и превосходно сохранившимся) порталом Церкви Евангелистов (Западной Церкви) – самой крупной постройки на территории монастыря. Архитектура церкви сильно пострадала, однако восстанавливается план трехнефной базилики 36х16 м с двумя рядами аркад коринфского ордера (сохранились три колонны южного крыла и синтронℹ︎).

Майкл Гоф (1916–1973) – британский археолог, директор Британского института археологии в Анкаре (1961–1968 гг.), пионер в области археологии раннехристианских памятников в Турции

М. Гоф дал название церкви по рельефным изображениям, предположительно, евангелистов, а также тетраморфа из видения Иезекииля (Иез. 1: 5–18) на западном портале. Вход в базилику венчает рельеф с образом Христа в медальоне, который возносят Херувимы – хранители Небесных врат и Ковчега Завета (Исход, 25:22). На внутренних сторонах опор сохранились рельефы, представляющие архангелов Михаила и Гавриила, попирающих фантастических существ с женским телом и хвостом рептилии. Очевидно, это демонические создания, пришедшие из древних анатолийских или сирийских верований, но теперь призванные олицетворять дьявольские силы.

Фрагменты роскошного резного карниза, обнаруженные при раскопках, демонстрируют сочетание нескольких мотивов: виноградная лоза, перекрещенные рыбы, куропатки, раскидистый аканф. Непосредственно в апсиде был обнаружен переносной алтарь, декорированный с четырех сторон идентичной композицией – конха с раковиной и фланкирующими колонками и изображением креста в центре.


Крытая галерея с изящными аркадами соединяла Западную Церковь с Восточной. В центре галереи сохранилась каменная резная ниша – санктуарий (место для подношения или молитвы перед реликвией, иконой и т.п.).Святыня представляет собой подобие резного алтаря, более монументального, чем тот, что был найден в апсиде.
Между церквями также сохранился небольшой двухнефный баптистерий, датируемый IV веком, с красивой купелью в форме креста в северном нефе. К комплексу примыкал некрополь, сохранивший эпитафии погребенных здесь монахов, по которым датируют ранний период существования монастыря. Выше, непосредственно в скальном грунте, были высечены кельи.

Наиболее сохранной остается архитектура Восточной Церкви, построенной не ранее 462 года (судя по дате, указанной в эпитафии монаха Тарасиса Старшего, основоположника приюта на территории монастыря). По мнению М. Гофа церковь возведена в 80-е гг. V века при византийском императоре Зиноне Исавре, уроженце этих мест, правившем с незначительным перерывом до 491 года. Существует вариант более поздней датировки временем Юстиниана.
Западная стена храма прорезана тремя порталами, центральный из которых масштабнее; число входов соответствует количеству нефов. В наши дни базилика оборудована помостом, выстроенным на уровне второго яруса аркад. Таким образом, посетитель может детально осмотреть интерьер центрального нефа западной части и центральной ячейки, переходящий в мощный кубовидный объём (6,8 x 6,5 м), вероятно имевшей перекрытие в форме пирамидального деревянного шатра. Предположение о характере перекрытия исаврийских церквей конца V века, не дошедших до наших дней, высказал Армен Юрьевич Казарян, отмечая существование аналогичных решений в армянских христианских храмах этого периода. «Визуальное сходство обусловлено четкой граненностью объемов, щипцовым завершением средних зон фасадов, степенью наклона кровель. В Алахане, как и в Текоре и ряде армянских храмов, встречается редкий прием обработки почти глухих фасадов пилястрами. <…> Все это, в том числе и приземистость столбов, способствует усилению ощущения мощи и земной материальности. Еще более оно свойственно постройкам с обильным резным декором и богатой профилировкой не только апсидной, но и всех продольных арок» [Казарян 2001, с. 154–155].

С помоста, возносящего на высоту подпружных арок с их резными консолями, открывается фантастический по красоте пейзаж.


Elton H. Alahan and Zeno // Anatolian Studies, 52, 2002. P. 153–157.

Gough M. Alahan Monastery: A Masterpiece of Early Christian Architecture // The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series, Vol. 26, No. 10, 1968. P. 455–464.

Gough M. The Emperor Zeno and Some Cilician Churches // Anatolian Studies , 1972, Vol. 22, Special Number in Honour of the Seventieth Birthday of Professor Seton Lloyd. P. 199–212.

Gough M. Alahan: An Early Christian Monastery in Southern Turkey. Toronto, 1985.

Köroğlu G. Alahan Manastırı Batı Kilisesi’nin Tılsımlı Kapısı (The Talismanic Door of Alahan Monastery West Church) // MSGSÜ Sosyal Bilimler Dergisi, 2019; 3 (19). P. 129–141.

Nauerth C. Kaiser Zenon und Dalisandos ś ein Theklakloster in Alahan Monastir? // DBAT, 23/1986 (1987), S. 46–65.

Wetzig N. Alahan Manastır. Alte Befunde ś Neue Deutungen, Olba XXII (2014), S. 393–444.

Казарян А. Архитектура Армении IV–VII веков и особенности раннехристианской традиции в соседних странах // Византийский временник. Т. 60 (85), 2001. С. 126–158.



Синтрон –
полукруглая ступенчатая конструкция в алтарной части раннехристианского и византийского храма с местами для духовенства