Раздел 3. Рецепция античности в искусстве от Ренессанса до начала XX века
(10 занятий)

Начиная с эпохи Ренессанса рецепция античности существенно модифицируется. Мы можем говорить о формировании новой традиции восприятия античности, более последовательной и системной, чем когда-либо. Как культивировался интерес к древности в среде интеллектуалов, заказчиков и художников эпохи Возрождения в Италии и в странах заальпийской Европы. Какую роль играла эта традиция в рамках художественных систем барокко и классицизма. Что значила античность для европейских академий и на какую классическую и неклассическую древность опирались мастера романтизма, символизма, а затем и авангарда – об этом в заключительном разделе курса.

Занятие 1
Раннее Возрождение в Италии. Роль античного наследия в архитектурной теории и практике, возвращение к классическому ордеру. Подражание мастерам прошлого и художественный эксперимент.
Расширение возможностей и жанров скульптуры на основе античного опыта. Обращение к античности у Донателло, Якопо делла Кверча и др. Ренессансное надгробие. Тема триумфа и памяти в искусстве кватроченто. Полихромия в скульптуре.

Занятие 2
Живопись кватроченто. Ренессансная перспектива, ракурс, оптические приемы. Светотень. Новое понимание объема и пространства, имитационные возможности живописи и их античные истоки. Идея картины как окна в мир.
Нарративные циклы: новое понимание пространства и времени. Античные образы и сюжеты (Кастаньо, Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Мантенья и др.). Значение экфрасиса: реконструкция античных картин. Интерес к «мифологизированному» пейзажу. Декорация и тема гротеска.

Занятие 3
Классический стиль зрелого Возрождения. Ведущая роль Рима в художественной жизни, понтификаты Юлия IIи Льва X. Адаптация античного наследия, классическая лексика ренессансной архитектуры, работы Браманте в Риме. Росписи Рафаэля и Микеланджело в Ватикане: легендарная и актуальная история, система декорации, работа с пространством. Микеланджело и античность.

Занятие 4
Искусство ренессансной Венеции и античность. Якопо Сансовино и Андреа Палладио. Архитектурные трактаты, теория ордера, значение Витрувия. Союз архитектуры и живописи (П. Веронезе/А. Палладио). Античная тема у Джорджоне и Тициана.
Позднее Возрождение в Италии: антиклассические тенденции в архитектуре и искусстве. Маньеризма. Зарождение академий и развитие художественной теории. Протобарочные черты в монументальной живописи (купол собора в Парме и др.).

Занятие 5
Ars nova и Северное Возрождение. Интерес к миру, пантеистический взгляд на природу. Иллюзорное пространство и среда, предмет и фактура. Пейзаж в северной живописи.
Истоки Возрождения в заальпийских странах: специфика восприятия античности и итальянского опыта. Миф, аллегория, актуальное содержание в творчестве А. Дюрера, Л. Кранаха Ст., А. Альтдорфера, П. Брейгеля Ст. Итальянские мастера во Франции и школа Фонтенбло. Антикизирующие черты во французской ренессансной скульптуре (Ж. Гужон, Ж. Пилон). Триумф и vanitas во французских ренессансных надгробиях.

Занятие 6
Эпоха барокко: искусство и пропаганда, искусство и власть, идеи Контрреформации. Особенности архитектурного языка барокко, его ренессансные и античные истоки, специфика восприятия ордера (Л. Бернини, Ф. Борромини, Б. Лонгена, Г. Гварини). Градостроительные инициативы в Риме.
Барочная скульптура и ее античные ориентиры, тема аллегорий и персонификаций. Скульптура в пространстве города. Стенная и плафонная живопись, искусство иллюзии и оптической трансформации, античная аллегория и актуальная история (П. да Кортона, Д.Б. Тьеполо).

Занятие 7
Расширение жанрового диапазона в живописи XVII века. Караваджо и караваджизм. Светотень и образная драматургия. Мифологические сюжеты и античные образы у Караваджо, Эль Греко, Риберы, Веласкеса. Натюрморт и тема vanitas, ее истоки.
Рубенс и разнообразие античных источников его творчества. Историко-аллегорические циклы Рубенса. «Бытовизация» мифологического жанра во Фландрии, Испании, Голландии. Античность и фантазия. Жанр архитектурной ведуты, «каприччо». Античность и образный мир Пиранези.

Занятие 8
Художественная природа классицизма и его идейные основы. Классицизм и абсолютизм. Мифотворчество и космогония Версаля. Принципы организации регулярных классицистических ансамблей. Градостроительство.
Палладианство как направление классицизма. Влияние открытий в Помпеях и Геркулануме на архитектуру и декорацию XVIII – XIX веков. Классицизм и Афины. Время Наполеона и «стиль Империи». Античное наследие и «первая египтомания».

Лекция 9
Искусство Н. Пуссена, основы классицизма в живописи. Мифологический и аллегорический жанр в искусстве рококо. Неоклассицизм и просвещение. Творчество Ж. Л. Давида, революция и античность. Живопись позднего классицизма. Энгр.
Ориентализирующие и античные мотивы в живописи романтизма. «Салонное искусство» и античность. Скульптура XIX – нач. XX веков: от неоклассицизма до Родена и Майоля.

Лекция 10
Конец XIX – нач. XX веков. Поиски нового в прошлом, отношение к традиции. Античные образы у французских символистов (Наби). Диалог с древностью в искусстве модерна.
Кубизм. Античность в искусстве Ж. Брака, П. Пикассо, А. Архипенко. «Возвращение к порядку». Классицизм, античный миф и мифотворчество у П. Пикассо.
Метафизическая живопись и классика. Немного об античности у сюрреалистов.
Классика и абстракция. Беспредметное искусство и древность (К. Бранкузи, Х. Арп, Г. Мур).