Раздел 1. Искусство Древнего Мира: Восток и античность (8 занятий)

На первых лекциях раздела рассмотрим специфические особенности строительной традиции и изобразительного искусства Древнего Египта, а также государств на территории Двуречья, Малой и Передней Азии. Затем проследим воздействие этих древних культур на греческое искусство, в котором восточный опыт был усвоен и творчески переработан. Не без помощи этого опыта греки разработали новые принципы архитектуры и совершили переворот в сфере пластических искусств. Их достижения сыграли принципиальную роль в судьбе европейской художественной традиции всех последующих эпох. В заключение разберемся, как наследие Греции влилось в визуальную культуру Рима и повлияло на ее формирование. И как могущество и географический охват римского государства способствовали распространению классических художественных форм в масштабах всего Средиземноморья.

Занятие 1
Введение: несколько слов о первобытном творчестве и происхождении изобразительного искусства. Некоторые тенденции в искусстве эпохи неолита. География и хронология цивилизаций Древнего Востока. Периодизация древнеегипетского искусства. Принципы древнеегипетской архитектуры и изобразительной декорации, культовое и погребальное зодчество. Египетский канон.

Занятие 2
Искусство древнего Двуречья в III – II тыс. до н.э.: специфика архитектурного мышления и визуальные искусства в шумеро-аккадский период. Искусство древневосточных «империй» II-I тыс. до н.э. Архитектура и образный мир хеттов. Ассирийский монументальный рельеф: визуальная риторика в эпоху Новоассирийской державы. Монументальное искусство ахеменидского Ирана, «имперский стиль», архитектурно-пластические комплексы в Сузах и Персеполе.

Занятие 3
Истоки классической античности: наследие минойского и ахейского искусства и его восприятие новыми греками. Архитектурные поиски в «гомеровской» Греции. Формообразующие принципы греческой архитектуры: ордер и его вариации. Монументальная скульптурная декорация, «космос» греческого храма.

Занятие 4
Пластические искусства Греции, статуарная скульптура. Архаические куросы и коры. «Классическая революция» – контрапост как новая художественная система. Поиски равновесия (Мирон, Поликлет, Лисипп). Подражание, имитация, иллюзионизм в классическом искусстве. Реализм и трансцендентное – статуи богов и их творцы (Фидий, Пракситель). Искусство рельефа, живописи и графики в классический период.

Занятие 5
Эллинизм: особенности исторического периода и художественного мышления. Новые задачи и методы в визуальных искусствах. Расцвет градостроительства. Проблема художественного синкретизма, ретроспективность и новаторство. Жанры и стили, эллинистическое «барокко» и «рококо». Аллегории и персонификации. На пике античного иллюзионизма: искусство живописи и мозаики.

Занятие 6
Особенности становления и развития искусства Древнего Рима, проблема ассимиляции и заимствования. Рим как часть эллинистического мира, взаимодействие и соотношение традиций. Римская архитектура в эпоху Республики, строительная техника и типология, ордер у римлян. Синтез живописи и архитектуры: «помпеянские» стили, их истоки.

Занятие 7
Архитектура эпохи Империи. Римская архитектурная революция. Зрелищные и триумфальные сооружения Древнего Рима. Архитектура римских провинций от Августа до тетрархов. Градостроительство. Театрализация и барочные тенденции в римской архитектуре. Исторический рельеф и специфика исторического мышления римлян.

Занятие 8
Истоки римской портретной концепции и развитие скульптурного портрета от Республики до первых веков христианства: эволюция вкуса, духовных и пластических ориентиров. Погребальная сфера, искусство римских саркофагов. Кризис античного искусства, отход от классических основ, сложение нового художественного языка.