На прошлой неделе мы уже писали о находке прекрасной мраморной статуи в Гераклее Синтике, римском городе в Болгарии.
Команде археологов понадобилась неделя для того, чтобы расчистить статую и поднять ее на поверхность из туннеля канализации. Самое сложное было переложить скульптуру без повреждений в специально созданный для нее ящик. Для этого нужно было поднять ее на ремнях в боковом положении. Только так можно было гарантировать сохранность.
Арина Корзун, автор нашего портала и участница раскопок в Гераклее, делится впечатлениями:
«Это было очень волнительно! Каждый из нас чувствовал ответственность и понимал, что главное сейчас это согласованность и спокойствие. Мы заранее обсудили порядок действий и распределили обязанности. Я должна была быстро очистить статую, пока она оставалась на ремнях, сделать фотографии и первую оценку состояния, а также по возможности зафиксировать отличительные особенности. Когда ее подняли и я смогла подойти, стало ясно, что наша первоначальная гипотеза о портретном изображении подтвердилась. Конечно, в основе композиции — статуарный тип, и черты идеализации несомненно присутствуют, но было очевидно, что на меня смотрит «реальный человек». У него чуть близко посаженные глаза, нос довольно крупный и очень необычная прическа — «римская» челка с позднеэллинистическими кудрями. Первое, что промелькнуло в голове: датировка более ранняя, чем мы предполагали, — может быть, рубеж эр. Его стали грузить в специальный ящик, а я думала, что он пролежал столько времени в земле и дождался своего часа, чтобы снова занять центральное место в общественном пространстве — теперь уже в музее. Вообще удивительно, но, когда я после обсуждала с коллегами, все в один голос говорили о памяти и о деяниях человека на земле, об энергетике, которую смог заключить в мрамор скульптор и которая исходит от этого портрета в наши дни. Стало немного жаль переносить скульптуру из родного города. Хорошо, что музей недалеко».
Текст новости: Арина Корзун и редакция «Химеры»