Новости

"Натюрморт с пиццей": о недавно найденной в Помпеях фреске

Находки
В районе Везувия, в одном из кварталов древних Помпей (Regio IX), была найдена замечательной красоты фреска. На гладком черном фоне выделяется светлая орнаментальная рама, в центр которой вписан элегантный натюрморт, мерцающий яркими красками. К черному полю примыкает терракотово-красная пилястра, украшенная стилизованными побегами. Горизонтальная плакетка с иллюзорно изображенным букранием и фиалой (элементом в виде бычьего черепа и чашей для возлияний) дополняет ее орнамент. Оба предмета словно отбрасывают тени на стену. Пилястра, очевидно, была не единственной: другие такие же вертикальные элементы членили стену на декоративные зоны-панели.
С точки зрения художественных приемов обнаруженная фреска не уникальна. Подобные декорации получили широкое распространение в эпоху ранней Империи на территории Италии и римских провинций. Эта новая живописная система, появившаяся на рубеже эр, предполагала деление стены вертикальными элементами на большие цветные панели, в центре которых помещались миниатюрные композиции-виньетки – пейзажи, парящие фигурки, гротескные маски, атрибуты богов, разнообразные предметы. Что, однако, необычно в случае с новой находкой, это состав натюрморта. Среди изображенного можно различить фокаччу (от лат. panis focacius — буквально «хлеб, запечённый в очаге») – пшеничную лепешку, которая лежит на серебряном подносе в окружении разнообразной снеди вроде граната, фиников и плодов арбутуса (земляничного дерева). Тут же на подносе видна серебряная чаша для вина. Сама лепёшка богато заправлена разнообразными специями и фруктами. Эксперты считают, что основой заправки мог быть моретум (от лат. morētum — ступа), представлявший собой смесь сухого солёного сыра, чеснока, оливкового масла, разнообразной зелени и приправ, перемешанных в ступе. Они также идентифицируют в начинке финики и гранат.
С момента обнаружения фрески блюдо окрестили «античной пиццей», хотя с классической пиццей, возникшей в среде итальянского крестьянства, оно имеет мало общего. Более того, есть мнение что в помпейской росписи изображен вовсе не круглый хлеб, а керамическая тарелка с рельефным орнаментом (посуда разновидности "терра сигиллата", хорошо известная по археологическим находкам). Последнее, впрочем, трудно доказать или опровергнуть. По всей видимости, фреска была частью оформления коридора дома, к которому примыкала пекарня. Так что, в росписи, возможно, присутствует намек на бизнес владельцев особняка. Либо же натюрморт следует трактовать как мотив «ксении» (xenia). Подобного рода изображения пришли в римскую традицию из греческого мира. У греков они были связаны с понятием и практикой гостеприимства (ξενία), своего рода «ритуальной дружбой», когда гостей принимали в доме, кормили и поили, одаривали подарками, яствами. От Витрувия мы знаем, что «живописцы называли картины с изображениями того, что посылалось гостям, ксениями» (Vitr. 6.7.4).
Натюрморты типа "xenia" из Геркуланума, Италия. Ок. 62–69 гг. н.э. Археологический музей Неаполя
Натюрморты типа "xenia" из Геркуланума, Италия. Ок. 62–69 гг. н.э. Археологический музей Неаполя
Декорации римского дома на территории Галлии. Галло-римский музей Вьенна (Франция).
Источники новости и изображений:

https://www.smithsonianmag.com/smart-news/pompeii-fresco-pizza-180982446/

https://news.sky.com/story/distant-ancestor-to-pizza-shown-in-2-000-year-old-painting-but-toppings-are-a-little-different-12910700

https://www.smithsonianmag.com/smart-news/pompeii-fresco-pizza-180982446/

https://smarthistory.org/still-life-with-peaches/