На острове Мотия (Сицилия, Италия), который в античности был занят финикийским (пунийским) поселением, археологи университета Палермо обнаружили древнегреческую статую. Мраморная статуя коры, предположительно, датируется началом V в. до н.э. Она представляет собой женскую фигуру в шаге, облаченную в хитон (нижняя туника) и гиматий (плащ).
Сохранилась только нижняя часть статуи с небольшим основанием, всего 72 см в высоту. Статуя не была разбита, она завершается не сколом, а техническим срезом, сделанном при производстве. В мраморе остались отверстия со следам металлических крепежей, которые, вероятно, соединяли две части статуи.

Обнаруженная кора из Мотии
Фигура найдена в так называемой «Керамической зоне» Мотии — одной из крупнейших пунических гончарных мастерских в Средиземноморье. Она лежала у края бассейна, где хранилась глина. Статую, скорее всего, перенесли в мастерскую в поздний период ее бытования – возможно, перед осадой острова войсками Дионисия Сиракузского в 397 году до н.э.
Археолог Танос Сидерис предложил датировать кору началом V в. до н.э. Он отмечает, что хотя особенности трактовки ткани напоминают приемы аттических мастерских 520-500 гг. до н.э., некоторые детали складок одежды указывают скорее на более позднюю дату.
Археолог Танос Сидерис предложил датировать кору началом V в. до н.э. Он отмечает, что хотя особенности трактовки ткани напоминают приемы аттических мастерских 520-500 гг. до н.э., некоторые детали складок одежды указывают скорее на более позднюю дату.

Кора № 594 c Афинского акрополя (ок. 510 г. до н.э.), Новый музей Акрополя, Афины
Этот взгляд в научной дискуссии с Сидерисом разделил и Антонио Корсо, историк искусства и друг «Химеры». Если это предположение верно, то новая кора – очередной пример «запаздывания» или «архаизации» италийской скульптуры в сравнении с аттической.

Кора Эвтидика (ок. 490 г. до н.э.), Новый музей Акрополя, Афины
Это не первая греческая статуя из Мотии, хотя сам город, его визуальная и материальная культура разительно отличаются от эллинских полисов. В 1979 году тут была найдена знаменитая статуя танцующего «Юноши из Мотии» или «Возничего из Мотии». Антонио Корсо предположил связь между двумя скульптурами и их принадлежность одной мастерской, а также то, что кора не была свободно стоящей статуей.

«Юноша из Мотии» (470-460 г. до н.э.), Музей Уитакера, Мотия
На Сицилии в целом, и на Мотии в частности, не было источников мрамора, поэтому мраморная скульптура – скорее редкость, демонстрация исключительного богатства и процветания заказчика. Женских скульптур из ценного камня в начале V в. до н.э. совсем немного, это первая «полноценная» кора на Сицилии, известная редакции «Химеры».

Курос из Леонтин, до и после соединения торса с головой, инициированного Витторио Зграби (530-490 гг. до н.э.), Музей Орси, Сиракузы
Однако есть немногочисленная группа мраморных куросов, принадлежащих началу V в. до н.э., например, курос из Леонтин (Музей Орси, инв. 26624), и курос из Сиракуз (музей Орси, инв. 705). Последняя скульптура может быть рассмотрена и в виде стилистической аналогии, т.к. трактовка складок тканей и человеческого тела под ними близка с новообретенной корой.

Курос из Сиракуз (ок. 490 г. до н.э.), Музей Орси, Сиракузы
Автор новости: Лиза Бойко