Мы сходили на «Химеру» Аличе Рорвахер. Это очень фактурная картина, романтический (в хорошем смысле) плутовской роман. Англичанин, одержимый древностью и прошлым, вместе с группой итальянских «томбароли» (tombaroli — расхитители гробниц*) ищет сокровища этрусков и, возможно, кое-что еще.
В этом фильме много античности – от названия до места действия ключевых сцен с их «этрусским» антуражем, иногда вполне достоверным, иногда нарочито поддельным (как в мире черных копателей и дилеров, где фэйки всегда соседствуют с подлинниками). Но главное — в античном духе сам сюжет. В списке Борхеса о четырех архетипичных историях «Химера» могла бы быть второй — о возвращении героя. Как Улисс, он постоянно стремится куда-то (и точно знает куда), спускается в загробный мир и именно там находит выходы и ответы. В поисках пути он хватается за нить — прекрасная метафора — то ли оборванную нить жизни, то ли путеводную, которая в конце концов выводит из лабиринта.
Спойлерить не будем, но хотим отметить, что в фильме, помимо тонко сделанных отсылок, довольно точно показаны античные памятники.
В качестве подготовки к просмотру «Химеры» предлагаем, во-первых, вспомнить и про нить Ариадны, и про скитания греческих героев по миру здешнему и потустороннему. Во-вторых, окинуть взглядом наш небольшой визуальный ряд, отсылки к которому вы непременно встретите в фильме.
1. Итак, на первом фото — погребальный инвентарь этрусской гробницы, найденной в 2023 году. Именно такие гробницы ищут герои фильма.
2. На втором — знаменитая «Гробница щитов и кресел» в Цере. Обратите внимание на имитацию балок перекрытия — это одна из фишек этрусских гробниц, которую учли и создатели фильма.
3. На третьем фото — «Гробница львиц» в Тарквиниях, один из лучших памятников, дающих представление об этрусской живописи. Живописи в «Химере», точнее попыток ее воссоздать, причем в большинстве случаев вполне удачных, тоже немало. Здорово обыгран момент вскрытия одной из гробниц, и, в частности, того, что происходит с красками при проникновении воздуха. Похожую сцену можно найти в «Риме» Федерико Феллини (1972), влияние которого в «Химере» тоже очень ощутимо.
4. На четвертом фото запечатлена церемония возвращения кратера мастера Евфрония из США в Италию в 2008 году. Евфроний — знаменитый древнегреческий вазописец конца VI — начала V века до н.э. Запомните это имя, если не знакомы с ним, — тогда во время просмотра посмеетесь над одной, может быть, не самой изящной, но неожиданной шуткой...
5. Последнее фото происходит из книги Джона Бордмэна «История греческих ваз». На нем запечатлен эксперимент с «глазастым киликом» — реконструкция того, как «работал» сосуд. Предположительно, чаша при наклоне превращалась в своего рода маску, скрывающую лицо пирующего. Отсылку к этому вы также найдете в фильме.
Всем хорошего просмотра!
* Деятельность tombaroli, контрабандистов, арт-дилеров и коллекционеров представляет собой большую опасность для сохранности археологического наследия. Советуем почитать книгу «В погоне за Афродитой»!